В Вене впервые исполнена знаменитая оперетта «Летучая мышь» Иоганна Штрауса-сына

1 апреля – день рождения русского композитора, выдающегося пианиста-виртуоза и дирижёра Сергея Васильевича РАХМАНИНОВА (1873-1943). В 1913 году с авторским концертом С. РАХМАНИНОВ выступал в Екатеринодаре. Приуроченный к 120-летию города концерт состоялся в здании, известном ныне, как краснодарский гарнизонный Дом офицеров на ул. Красноармейской, 481 апреля – день рождения русского прозаика, драматурга, поэта, критика, публициста, признанного классика и главного мистика русской литературы Николая Васильевича ГОГОЛЯ (1809-1852)

 2 апреля 1833 г. вышло первое полное издание всего романа А.С.Пушкина «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» в одном томе. В одну неделю пятитысячный тираж первого издания разошелся целиком. Для того времени это было сенсацией.

 5 апреля 1877 г. — 140 лет назад в московском журнале «Русский вестник» впервые опубликованы последние главы романа Льва Толстого «АННА КАРЕНИНА»5 апреля 1784 г. родился Людвиг ШПОР (1784-1859), немецкий композитор, скрипач-виртуоз, дирижёр и педагог. Считается, что ШПОР первым вышел к оркестру с маленькой дирижерской палочкой в руке, свернув тоненькой трубочкой лист белой бумаги. С того времени дирижерская палочка стала легкой и светлой

 5 апреля 1874 г. – в Вене впервые исполнена знаменитая оперетта «ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ» Иоганна ШТРАУСА-сына.

 19 апреля – в станице Отрадной родился Василий ДАМАЕВ (1878-1932) – знаменитый русский тенор. Им восторгались Ф. ШАЛЯПИН и С. РАХМАНИНОВ. По приглашению Сергея ДЯГИЛЕВА певец участвовал в «Русских сезонах», представлял русское оперное искусство в Париже и Лондоне, был партнёром самого ШАЛЯПИНА, неоднократно приезжал на Кубань

 23 апреля – родился Сергей ПРОКОФЬЕВ (1891-1953) – дирижёр и пианист, один из крупнейших, влиятельных и самых исполняемых композиторов ХХ века. Его музыка звучит в спектаклях репертуара Театра балета Юрия Григоровича «КАМЕННЫЙ ЦВЕТОК» и «РОМЕО и ДЖУЛЬЕТТА»23 апреля – родился Михаи́л ФОКИН (1880-1942) – солист балета, педагог, хореограф. Его считают основателем современного классического романтического балета. С 1909 по 1914 г. М.ФОКИН – хореограф дягилевских «РУССКИХ СЕЗОНОВ» в городах Европы и США. С этого времени русский классический балет – одна из общепризнанных вершин мировой культуры

 23 апреля – 160 лет назад родился итальянский композитор Руджеро ЛЕОНКАВАЛЛО (1857-1919) – автор более 20 опер, самая популярная из которых — «ПАЯЦЫ»24 апреля – 200 лет со дня рождения Петера ГЕРТЕЛЯ (1817-1899) – немецкого дирижёра и композитора, автора более полутора десятков балетов, в том числе имевшего большой успех и идущего до сих пор на сценах всего мира балета «ТЩЕТНАЯ ПРЕДОСТОРОЖНОСТЬ»29 апреля — Международный День ТАНЦА30 апреля — Международный День ДЖАЗА

Краткая биография Иоганна Штрауса самое главное

Великий «Король Вальса» Иоганн Штраус родился в 1825 году. Он был первенцем в семье знаменитого музыканта. Отец смог подняться из нищеты до самых высот, завоевав популярность во всей Европе. Панически боясь конкуренции, даже своим собственным детям он запрещал заниматься сочинительством и игре на скрипке.

Уже в шесть лет маленький Иоганн сочинил свой первый вальс, наигрывал различные мелодии на скрипке, за что был не раз выпорот отцом. Но мать Штрауса одобряла его занятия музыкой и во всём ему помогала.

По наставлению отца, который желал, чтоб сын стал банкиром, поступил в высшее коммерческое училище. Но любовь к музыке была сильнее. Вскоре он бросил учебное заведение, полностью посвятив себя любимому делу. Чтобы сын мог продолжать заниматься музыкой, мать Иоганна развелась с мужем. Не теряя времени, отец женился на своей любовнице, оставив детей без наследства.

В восемнадцать лет Штраус получил право работать дирижёром и создал собственный оркестр. А в девятнадцать состоялось его дебютное выступление, которое стало сенсацией. Соревнования между отцом и сыном длились пять лет. Отец выступал при дворе на светских балах. А сыну оставалась только работа в казино и кафе.

В 1848 году началась революция. Иоганн с отцом оказались на противоположных краях баррикад. Сын стал солдатом национальной гвардии, сочинил знаменитую «Марсельезу», а отец поддерживал монархию, из-за чего стал терять внимание публики.

В 1849 году отец Иоганна умер. Объединившись с оркестром отца, Иоганн с успехом гастролировал по Европе.

С 1852 года Штраус очень популярен, ни одно мероприятие не проходило без его музыкальных шедевров.

В 1856 году гастролировал в России. Дирижируя оркестром, произвёл фурор. Пять лет работал в России.

В 1858 году влюбляется в русскую девушку, дочь помещика. Несмотря на взаимные чувства молодых людей, родители девушки были против этого брака. От любви композитора остаётся лишь сочинённый им вальс «Прощание с Петербургом».В тридцать семь лет Штраус женился на светской даме, Йетти Халупецкой.

Краткая биография Иоганна Штрауса самое главное

Она имела большой жизненный опыт, помогала композитору во всём. В шестидесятые годы он подарил своим поклонникам незабываемые вальсы — «На прекрасном голубом Дунае» и «Сказки Венского леса».

В 1870 году увлёкся сочинением оперетт, создал «Летучую мышь». Получая баснословные гонорары, гастролировал по Европе, США.

Через пять лет после смерти Йетти, когда Иоганну исполнилось 58 лет, он женился на еврейке Адели Дойч, ради которой поменял религию.

В 1885 году композитор сочинил очередной шедевр — оперетту «Цыганский барон». Популярность Иоганна Штрауса была фееричной. Его семидесятилетие праздновала вся Европа.

Последние годы жизни композитор вёл затворнический образ жизни. В 1899 году, простудившись после выступления, Иоганн Штраус умер, оставив в наследие множество гениальных произведений. Жена композитора посвятила остаток жизни памяти великого музыканта – создала музей.

Для детей

Интересные факты и даты из жизни

Иоганн Штраус-сын родился в Вене в 1825 году. Его отец, тоже Иоганн, прежде чем стать скрипачом, перепробовал несколько профессий, и в конце концов именно на музыкальном поприще добился больших успехов. Женившись, Штраус-отец организовал собственный оркестр, игравший танцевальную музыку для увеселения богатых жителей Вены, при необходимости сам сочинял, стал знаменит и получил титул «короля вальса». Штраус-отец много гастролировал со своим ансамблем — выступая в Берлине, Париже, Брюсселе, Лондоне. Своими вальсами он оказывал магическое действие на публику — даже такие маэстро, как Лист и Берлиоз выражали ему свое восхищение.

Почти 10 лет семья Иоганна Штрауса кочевала из одной венской квартиры в другую, и почти в каждой из них появлялся на свет ребенок — сын или дочка. Дети росли в атмосфере, насыщенной музыкой, и все были музыкальны. Оркестр отца часто репетировал на дому, и маленький Иоганн внимательно следил за происходящим. Он рано стал учиться на фортепьяно, пел в церковном хоре.

Иоганн Второй

(1825-1899)

(1835-1916)

династия австрийских композиторов и дирижеров

Начало династии известных сочинителей вальсов по­ложил старший Иоганн Штраус, который начинал свою карьеру как виолончелист. Но он был не менее известен как дирижер и композитор.

В то время в Австрии и Германии были распростране­ны небольшие, до семи исполнителей, инструментальные ансамбли — так называемые капеллы. Они и стали пред­шественницами знаменитых венских оркестров. А авст­рийские народные мелодии — лендлеры, тирольские или штирийские танцы — стали в свою очередь прототипами вальса. Конечно, между ними не прекращалась жесткая конкуренция.

Иоганн Штраус-старший был сыном венского трактир­щика и с юных лет играл в отцовском заведении. В 1825 году после рождения старшего сына, впоследствии вошед­шего в историю музыки как Иоганн Штраус Второй, вме­сте с Д.Ланнером, сыном перчаточника, он организует небольшой струнный оркестр. Вскоре, однако, Ланнер и Штраус расстаются: друзья становятся соперниками.

Поскольку Штраус обычно играл в гостиницах и танце­вальных залах, созданные им вальсы стали называться по тем местам, где они впервые были исполнены. Так, в 1826 году Штраус сыграл в садах Цвейг Таубена «Таубенский вальс». Легкие и изящные мелодии быстро запоминались, казалось, что под них танцует вся Вена.

В начале тридцатых годов он еще больше утверждает­ся в своей репутации сочинителя вальсов, когда стал ди­рижировать в известном танцевальном зале «Шперль», расположенном в Леопольдштадте. Восторженные почи­татели называли его тогда австрийским Наполеоном, при­знавая, что он просто покорил их своими мелодиями.

В 1834 году Штрауса назначают капельмейстером Первого Венского военного оркестра, а через год — ди­ректором императорских придворных балов. Среди со­зданных им восемнадцати маршей наиболее известен «Марш Радецкого».

Известность Штрауса перешагнула границы Австрии, и с 1833 года начинаются его успешные зарубежные гас­троли по Германии, Франции, Англии. В 1838 году он ди­рижирует в Лондоне.

Полное собрание сочинений Штрауса включает раз­ножанровые произведения — вальсы, галопы, польки, кадрили — все танцы, которые были популярны в его вре­мя. В 1889 году Штраус-младший собрал вместе все со­зданное отцом и опубликовал эти произведения. Собра­ние танцев Штрауса-старшего составило семь томов, в которые вошло двести пятьдесят произведений. В предис­ловии к изданию Штраус писал, что вовсе не собирался рекламировать отца, но именно благодаря его деятельно­сти венская танцевальная музыка распространилась по всему миру.

Все сыновья Штрауса отличались музыкальной ода­ренностью: Йозеф (1827-1870) и Эдуард (1835-1916) были дирижерами и композиторами. Но более всех изве­стен старший сын — Иоганн. Он продолжил дело отца, возглавив его оркестр. Иоганн написал множество про­изведений, но в историю музыки вошел как автор непрев­зойденных венских вальсов и оперетт, которые до сих пор не сходят со сцены.

Казалось, родившийся в музыкальной семье Иоганн- младший тоже должен был пойти по стопам отца. Он на­чал сочинять музыку в шесть лет и мечтал о свете рампы.

Однако отец, знавший, насколько тяжел хлеб музыканта, не хотел, чтобы его сын пошел по этой стезе, поэтому Иоганну пришлось заниматься музыкой тайком. Он учил­ся сначала самостоятельно, а потом брал уроки у Ф.Амона и И.Дрекслера.

В 1844 году, когда ему исполнилось всего девятнад­цать лет, он набирает музыкантов в свой первый оркестр и устраивает танцевальный вечер. Теперь отец и сын со­ревнуются на равных, выступая на одних и тех же танце­вальных площадках. Соревнование продолжалось с пере­рывами около пяти лет и прекратилось только со смертью Иоганна-старшего.

Уже с 50-х годов Иоганн Штраус-младший приобрел европейскую популярность. Этому, очевидно, способство­вала и его обширная концертная деятельность. В течение двенадцати сезонов, с 1855 по 1865 год, а затем в 1869— 1872 годах он гастролировал по России вместе со своим братом Йозефом, талантливым композитором и дириже­ром. Йозеф нередко писал вместе с братом, известно, что популярная «Полька-пиццикато» принадлежит им обоим.

Концерты Штрауса собирали тысячи слушателей.

Иоганн Штраус — биография

М. Вебера, И. Ланнера, а также своего отца (в т. ч. развил форму 5-частного вальсового цикла с интродукцией и кодой), симфонизировал вальс и придал ему индивидуальную образность. Романтическая одухотворённость, мелодическая гибкость и красота, опора на австрийский городской фольклор, практику бытового музицирования обусловили популярность вальсов Штрауса «Прощание с Петербургом» (1858), «Жизнь артиста», «На прекрасном голубом Дунае» (оба — 1867), «Сказки Венского леса» (1868), «Венская кровь» (1873), «Весенние голоса» (1883), «Императорский вальс» (1890) как в Австрии, так и в других странах. Штраус начал писать оперетты под влиянием Ж. Оффенбаха в 1870-х гг. Однако, в отличие от драматургически насыщенной французской оперетты, в оперетте Штрауса господствует стихия танца (привлекается главным образом вальс, а также чардаш, галоп, мазурка, кадриль, полька и др.). Вершины творчества Штрауса в этом жанре — «Летучая мышь» (1874), «Цыганский барон» (1885). Штраус оказал сильное влияние на творчество Оскара Штрауса, Ф. Легара, И. Кальмана, а также Рихарда Штрауса (опера «Кавалер розы»). Музыку Штрауса ценили И. Брамс, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский и др. Его братья: Йозеф Штраус (1827–70) — автор популярных оркестровых пьес; дирижёр в оркестре Штраусов с 1853, с которым гастролировал по европейским городам (в 1862 в Павловске), и Эдуард Штраус (1835–1916) — автор танцевальных сочинений; скрипач и дирижёр в оркестре Штраусов, с которым в 1865 и 1894 выступал с концертами в Петербурге и Павловске; в 1870 стал преемником Иоганна Штрауса на посту дирижёра венских придворных балов.

Сочинения: Комическая опера Рыцарь Пасман (1892, Вена); балет Золушка (доработан Й. Байером, 1901, Берлин); оперетты (16) — Римский карнавал (1873), Летучая мышь (1874), Весёлая война (1881; все — Вена), Ночь в Венеции (1883, Берлин), Цыганский барон (1885, Вена) и др.; для оркестра — вальсы (около 160), польки (117), кадрили (свыше 70), галопы (32), мазурки (31), марши (43) и др.

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от , проверенной 10 апреля 2015; проверки требуют .

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от , проверенной 10 апреля 2015; проверки требуют .

Йозеф Штраус (нем.Josef Strauß, 20 августа1827, Вена — 22 июля1870, Вена) — австрийский композитор, скрипач, дирижёр и инженер.

Биография Штрауса

Один из трёх сыновей известного композитора Иоганна Штрауса (старшего).

Йозеф родился 20 августа 1827 года в Вене. Йозеф был вторым ребенком в семье. Всего в семье было пятеро детей. Его отец, Иоганн Штраус-старший, практически не занимался воспитанием своих детей, так как постоянно гастролировал по Европе. Но, единственное за чем он очень строго следил и того же требовал от своей жены Анны, это чтобы дети не сочиняли музыку и не учились играть на скрипке. Но, старший брат Иоганн, несмотря на запреты отца тайком учился играть на скрипке и пристрастил к этому и Йозефа.

Йозеф не собирался становиться музыкантом, он учился в Венском политехническом институте. Получил специальность инженера-строителя и архитектора, сделал ряд изобретений. Но после смерти отца, на семейном совете в 1853 году было решено, что так как брат Иоганн не может разорваться между гастролями, выступлениями в Вене и сочинительством, то Йозеф должен подменять брата и дирижировать отцовским оркестром. Он согласился неохотно, но в итоге посвятил музыке всю оставшуюся жизнь. С тех пор на афишах писали просто «Штраус» и публика не знала кого из братьев она будет слушать.

Йозеф был тоже очень талантливым скрипачом и дирижёром. Он писал вальсы, по стилю похожие на те, что сочинял брат Иоганн. Йозеф был романтик, поэт, он любил уединение и страдал приступами меланхолии.

Когда брат Иоганн стал пропадать по полгода в России ему пришлось очень много работать и так как он был очень слабого здоровья, то в конце концов переутомился и его заменил третий брат Эдуард.

Когда интерес к России у Иоганна пропал, он стал туда отправлять с оркестром Йозефа. В одну из таких поездок в Россию музыканты оркестра по дороге взбунтовались и Йозефу пришлось быстро набрать новых. На репетиции в Варшаве оркестр сбился с ритма, и с Йозефом случился обморок. Он упал с эстрады в зал и получил сильнейшее сотрясение мозга. Его едва довезли до Вены, где он и умер.

Каждый год в Европе проходит «Штраус-фестивале» посвящённый творчеству Штраусов. Испания, Италия, Австрия, Португалия, Франция, Германия — наслаждаются великолепными вальсами, польками, маршами, галопами, увертюрами и ариями из оперетт известнейшей династии композиторов и дирижёров 19 века — Штраусов.