Кто родился 2 июня, кто умер 2 июня

Марина Дранишникова

Шесть лет назад я услышала запись на YouTube «Поэмы для гобоя и фортепиано».

Мое внимание привлек один комментарий в адрес неизвестного мне композитора. Теперь, шесть лет спустя, я знаю о Марине Дранишниковой больше, чем кто-либо другой.

Родные

Бабушка Марины со стороны мамы — Клавдия Алексеевна Тугаринова, в замужестве Вольтман, родилась в 1877 году в Перми.

Тугариновы из дворянского рода, хотя в анкетах Марина Дранишникова это не упоминает, а пишет «дочь служащих».

Клавдия Алексеевна Тугаринова

Клавдия Алексеевна — оперная певица, контральто. Окончила Московский Елизаветинский институт. Некоторое время она училась в Московской консерватории, а затем в музыкально-драматическом училище филармонического общества. Была солисткой в Большом театре, пела на сцене Мариинского театра.

В 1916 потеряла голос. В конце жизни перешла на преподавательскую работу, погибла в дни блокады Ленинграда в апреле 1942 года.

Клавдия Алексеевна Тугаринова

У Клавдии Алексеевны были родные сестра Елизавета и брат Иван. Судя по исследованию И. А. Тугаpинова «Род Тугариновых и семейные предания. Москва. 1993 г.», родственники Марины Дранишниковой со стороны бабушки живы до сих пор.

Дедушка Василий Николаевич Вольтман – акционер и директор нескольких железных дорог, умер в 1926 году.

Мама — Варвара Васильевна Вольтман (30 ноября 1901 -24 июля 1966), в последнем замужестве Спасская. Поэтесса.

Варвара Васильевна Вольтман

И творческая, и личная жизни Варвары Васильевны были очень насыщенными. Приведу несколько эпизодов из ее жизни.

В 1924 году она показывала стихи Анне Ахматовой и заслужила ее одобрение. В 1928 году получила письменный отзыв на свои стихотворения от Максима Горького. В начале 20-х годов вела переписку с Андреем Белым. В 1929 году выходит первый сборник Варвары Васильевны «Первая книга стихов».

Сборник стихов Варвары Вольтман «Первая книга стихов»

В это же время у нее начались отношения с Владимиром Алексеевичем Дранишниковым, правда после рождения дочери роман сходит на нет. После Владимира Дранишникова Варвара Васильевна трижды была замужем.

Первую блокадную зиму Варвара Васильевна провела в Ленинграде, так как для писательской организации Ленинграда не представляла в то время «первостепенного интереса для эвакуации», и в это время сблизилась с Ольгой Берггольц.

«Я — Варвара. Вы — Ольга. Ну что ж,Мы блокадные с вами сестры.»Из стихотворения «Ольга Берггольц и я»

В июле 1942 года эвакуирована с дочерью в Ташкент. В 1944 году обе вернулись в Ленинград.

Стихотворение

В 1948 году вышла замуж за Александра Алексеевича Спасского, настройщика роялей, которого знала к тому времени больше десяти лет. По словам Варвары Васильевны — это была ее первая настоящая любовь. Годы жизни с Александром Алексеевичем она вспоминает как самые счастливые годы своей жизни.

Варвара Васильевна Вольтман

После смерти любимого мужа в дневниках Вольтман-Спасской только серые будни и переживания, счастливые события не фиксируются.

В это же время дает знать о себе старая рана — еще во время войны она была ранена в ногу, оказался перебит нерв, что привело к хромоте. К тому же, после возвращения в Ленинград, от падения с лестницы была получена еще одна тяжелая травма. В отношениях с дочерью было много конфликтов: Варвара Васильевна и Марина обладали взрывными, непростыми характерами.

Варвара Вольтман умерла в 1966 году.

В 1968 году вышла ее вторая книга стихотворений «В кольце», через 39 лет после выхода первой.

Сборник стихов Варвары Вольтман «В кольце»

Отец — Владимир Алексеевич Дранишников (29 мая (10 июня) 1893 — 6 февраля 1939). Дирижер.

В 1909 году окончил регентские классы Придворной певческой капеллы со званием регента, в 1916 году — Петербургскую консерваторию.

Владимир Дранишников

С 1914 года начал работать в Мариинском театре на должности пианиста-концертмейстера, в 1918 году впервые встал за его дирижёрский пульт, с 1925 по 1936 годы — главный дирижёр и заведующий музыкальной частью театра.

В. Дранишников среди участников постановки оперы

С 1936 года художественный руководитель и главный дирижер Киевского оперного театра.

Умер 6 февраля 1939 года. Марине Дранишниковой на момент его смерти еще нет 10 лет.

Некролог. Газета «Известия» от 9 февраля 1939 года

У Владимира Алексеевича были сестры Вера, Серафима и брат Сергей. С Варварой Васильевной Вера поддерживала отношения, хотя по письмам Вольтман отношения были достаточно прохладными. Скорее всего, родственники Марины Дранишниковой со стороны отца живы до сих пор.

Художественная коллегия театра им. Кирова

Марина

31 октября 1929 года родилась Марина Владимировна Дранишникова. Имя своё девочка получила в честь Мариинского театра, в котором познакомились ее родители.

Девочка у рояля

Дочери моей, Марине Дранишниковой

Стрелки непочиненных часов,Как трамваи, неподвижно стали.Но спокойно, под набат гудков,Девочка играет на рояле.

У неё косички за спиной.На диване в ряд уселись куклы.Бомба, слышишь? В корпус угловой…Дрогнул пол… Коптилка вдруг потухла…

Кто-то вскрикнул. Стёкла, как песок,Заскрипели под ногой. Где спички?Девочка учила свой урок,В темноте играя по привычке.

Так ещё не пел нам Мендельсон,Как сейчас в тревогу. И весь дом былМузыкой нежданной потрясёнВ грозный час разрыва близкой бомбы.

И наутро, в очередь идя,Постояла я под тем окошком.Ты играешь, ты жива, дитя.Потерпи ещё, ещё немножко.

Зимовать остался Мендельсон.Как надежда, музыка бессмертна.Стали стрелки. Город окружён.До своих- большие километры.

Хлеб, как пряник, съеден по пути.Раскладушка в ледяном подвале.…Но, как прежде, ровно с девятиДевочка играет на рояле.

Варвара Вольтман-Спасская (стихотворение вошло в сборник «В кольце»)

Статья в «Огоньке». Детство

Первая из двух статей, вышедших о Марине Дранишниковой, была напечатана в Журнале «Огонек», 1963 год, № 28. Статья называлась «Жизнь в музыке» (автор И. Вершинина).

Марина Дранишникова

Марине на тот момент — 34 года. Статья по содержанию очень милая: это доброе интервью со множеством теплых слов в адрес Марины.

Вкратце вот что там написано: с двух лет девочку водят в театр. С четырех лет она исполнят танцы из всех балетов и арии из всех опер. В шесть лет сочиняет детский вальс для рояля «У елки».

Статья «Жизнь в музыке» Статья «Жизнь в музыке»

Начинает учиться музыке по классу рояля и композиции, в начале в районной школе (у Сергея Яковлевича Вольфензона), потом в десятилетке при консерватории. В школе у Марины стипендия Союза композиторов.

С. Я. Вольфензон в центре, Марина Дранишникова справа

Марине 11 лет. Блокада Ленинграда. четвертый класс музыкальной школы. Каждый день в 9 часов утра она играет «Лунную сонату» Бетховена.

Позволю себе вклиниться в текст и упомянуть о том, о чем в статье не написано, но относится к этому периоду жизни Марины: 1938 год, Марине Дранишниковой — 9 лет. На концерте в Детской музыкальной школе исполняются три произведения авторства Марины: Ноктюрн, Скерцо и Мелодия для скрипки.

Программа концерта, 1938 год

Вернёмся к статье: в 11 лет Марина пишет мелодию для голоса и скрипки «Принцесса на горошине». Оперу передавали по радио, а маленького композитора наградили путевкой в Артек. В Артек она не попала — война.

Из-за болезни бабушки и мамы девочку не эвакуировали вместе со школой, она осталась с родными в Ленинграде. Но о ней не забывали: во время блокады одаренная девочка получала спецпаек.

В 1942 году Варвара Васильевна с Мариной (видимо уже после смерти бабушки) были эвакуированы в Ташкент, куда ранее перевели школу Марины.

Запись в трудовой книжке

В статье написано, что в 1949 году Марина окончила музыкальную школу-десятилетку, в 20 лет, на два года позже обычного возраста. А затем без экзаменов была принята в Ленинградскую консерваторию (указано со слов Марины).

Аттестат Марины Дранишниковой

Передо мной ее экзаменационный лист с испытаниями на «отлично»: возможно, выпускные испытания автоматически стали вступительными.

Летом 1951 года Марина пишет тему своего первого фортепианного концерта. Консерваторию она оканчивает с отличием и идет в исполнительскую аспирантуру.

В ее репертуаре около 70 произведений только крупных форм: сонаты, концерты, баллады, ноктюрны. Она занимается 6-7 часов в день, сочиняет для голоса, для гобоя, для оркестра, для рояля, сюиты, баллады, трио, квартеты. Еще студенткой Марина Дранишникова безвозмездно занимается с участниками самодеятельности.

Марина Дранишникова

На вопрос автора статьи, что в творческих планах Марины, она отвечает:

«балет «Шакунтала» по драме древнего индийского драматурга Калидаса и второй фортепианный концерт. Концерт, посвященный Ленинграду».

В одном из писем мама Марины пишет:

«Много раз я сомневалась, правилен ли выбор инструмента – т.е не следовало ли дать Марине скрипку. Однако с первых дней занятий в муз.школе Петр. района она, еще не играя на рояле (не занимаясь у пианистки, а только, как все шестилетки, посещая классы общего муз. развития), проявила тягу к сочинительству.

Поэтому, когда она сочинила после посещения зоосада, маленькую пьеску «слезы бегемота», я показала ее преподавательнице теории, а затем композитору, преподававшему гармонию в Петр. школе, и те мне определенно посоветовали учить ее именно на рояле, так как скрипка большей частью дает представление «одной строчки», а не партитуры. Так и началось ее образование…»

Отец и Дочь

Владимир Алексеевич умер, когда Марине не было и десяти лет.

На сайте Наксос рекордс к описанию записи «Поэмы» читаю комментарий Кейт Андерсон:

«Marina Dranishnikova’s Poème is said to have been inspired by an unhappy love for an oboist. Written in 1953, the work is a challenging one, not least for its shifts of key and its changing figuration. The composer’s reputation has been largely overshadowed by that of her father, Vladimir Alexandrovich Dranishnikov, a friend and contemporary of Prokofiev, conductor at the Mariinsky Theatre in St Petersburg».

«Поэма Марины Дранишниковой, как говорят, была вдохновлена несчастной любовью к гобоисту. Написанная в 1953 году, это произведение достаточно сложно для исполнения, не только из-за частых смен тональностей, но и из-за переменчивой фактуры. Репутация композитора в значительной степени оказалась в тени репутации ее отца Владимира Александровича Дранишникова, друга и современника Прокофьева, дирижера Мариинского театра в Санкт-Петербурге».

На всякий случай напоминаю: «Поэма» опубликована в 1953 году, а написана значительно раньше.

Вот, что я читаю в письме из Ленинградского архива. Письмо написано матерью Марины к В. А. Дранишниковой (сестре отца) в шестидесятые годы.

Марина Дранишникова

Незадолго до написания письма Варвара Васильевна встречалась с сестрами Владимира Дранишникова и, видимо в пылу разговора, сестра Серафима намекнула, что Марина использует произведения отца.

В письме говорится, что Варвара Васильевна хотела бы найти сочинения Владимира Дранишникова. Она пишет, что современные композиторы — музыковеды не знают или не помнят музыку Дранишникова. И если бы до них дошел один из вариантов его произведения, которое ранее вспомнила его сестра Серафима, то они были бы рады приписать Марине «списывание» с отца (причины, по которым мать Марины так считала, упомянуты в письме, но носят характер сплетни и мне не хотелось бы это упоминать).

По мнению матери, ранее никем не подвергалось сомнению, что сочинения Марины – это сочинения ее собственные. Варвара Васильевна пишет, что в произведениях Марины явно видна манера, навеянная Рахманиновым и Калинниковым, а не новаторская, как у отца. И она хочет просить Бориса Николаевича Лятошинского передать Марине одно какое-нибудь произведении отца, чтобы произвести экспертизу. Сделать это она считает необходимым, так как концерт Марины будет исполняться на радио.

По мнению матери, пока концерт «исполнялся камерно», Марина никому конкурентом не была.

Концерт не исполнялся с оркестром, хотя партитура готова, на экзамене за четвертый курс за концерт получена оценка 5+, и Марине было рекомендовано играть этот концерт на госэкзамене в консерватории вместо третьего концерта Рахманинова. Но это было не важно, концерт Марины «просто лежал».

А когда Марина сама оркестровала концерт, не являясь членом Союза Композиторов, Варвара Васильевна опасалась, что именно сейчас пойдут сплетни о плагиате.

«Хотя Марина пишет музыку с 7 лет, но и тогда говорили: не может быть, это, наверное, отец пишет».

Владимир Дранишников

Варвара Васильевна пишет, что слухи могут пойти из-за того, что Марина пошла не на композиторский, а исполнительский факультет (ее уговорили, так как она потрясла всех своей игрой на госэкзамене из школы).

Во втором письме, также адресованном его сестре, Варвара Васильевна пишет:

«недавно состоялась лекция кандидата музыков. наук Л. А. Энтлиса, который на своей лекции говорил о Вашем брате… Энтлис говорил о нем только в связи с игрой Марины Владимировны, которая играла Вагнера-Листа на его лекции о Вагнере (антракт из Лоэнгрина, смерть Изольды, Песня прях, Заклинание огня и Полет валькирий).

Он сказал буквально так, обращаясь к аудитории: «старшее поколение, присутствующее здесь, конечно помнит дирижера Дранишникова за пультом во время исполнения Вагнеровских опер. Очень отрадно, что у большого музыканта выросла большая музыкантша. Ведь Марина Владимировна – его дочь. И дело совсем не в технике и не в ее руках, а в глубоком музыкальном мышлении».

Это было сказано после ее игры, которую аудитория проводила горячими аплодисментами. И после его слов в адрес Вашего брата и его дочери – были снова аплодисменты. Итак, Ваш брат не забыт и живет в своей дочери».

Письмо Варвары Вольтман-Спасской Вере, сестре Владимира Дранишникова, 1960 год

Письма

Пианистка – без концертов, достойных ее таланта, композитор – без статуса композитора. Судьба? Все гобоисты играют её «Поэму», а в Союзе Композиторов России о ней не знают.

Передо мной еще несколько писем, в которых говорится о Марине Дранишниковой. Расскажу их краткое содержание, постараюсь воздержаться от комментариев.

Письмо Варвары Вольтман-Спасской. 18 февраля 1948 года Письмо Варвары Вольтман-Спасской. 18 февраля 1948 года

Первое письмо

В 1963 году после выхода статьи в журнале «Огонек» в редакцию пришло коллективное письмо.

В письме написано, что Марине «не дают ходу». Что она играет только в народной филармонии, хотя и там ее концерты пользуются большим успехом. Что весной 1963 года она прошла худсовет в филармонии, «но ей все нет и нет площадок для концертов».

Что давно не передают на радио ее концерт для фортепиано с оркестром. И что у редакции журнала «Огонек» просят помощи для выяснения дальнейшей творческой судьбы пианистки. И вдруг в письме фраза: «нам известно, какой успех она имела в Московской филармонии».

Второе письмо

7 июня 1966 года. Письмо Варвары Васильевны сестре мужа Серафиме Александровне:

«Несколько лет до этого у Марины был сольный концерт в Гнесинской академии. Большой успех. Исполняла она сонату Листа и фантазию Шопена. На бис по просьбе публики она играла Рахманинова».

Вот он — успех Марины в Москве. А что же в родном Ленинграде?

Газета «Смена» от 30 января 1965 года

Газета «Смена», 30 января 1965 года. Вторая статья о Марине Дранишниковой. Помимо описания концерта, который Марина дала в Выборгской филармонии, в статье упоминается концерт 1963 года, в Малом зале Ленинградской Консерватории:

«концерт прошел настолько удачно, что не только у меня (у автора статьи — прим. Д. Х.), но, судя по приему, и остальной аудитории создалось впечатление, что отныне имя ее зазвучит в больших залах Ленинграда и Москвы».

Газета «Смена» от 30 января 1965 года

Третье письмо

1961 год. В Министерство Культуры СССР от слушателей абонементных концертов Ленинградской Государственной Консерватории. В письме я нахожу еще одно из произведений, написанных Мариной: музыка к спектаклю «Походный марш», поставленный молодежной группой театра имени Пушкина (не что иное, как Александринский театр).

Спектакль не вошел в репертуар театра, но музыку оценивали очень высоко.

Газета «Смена» от 17 июня 1958 годаГазета «Смена» от 17 июня 1958 годаПолный вариант статьи. Газета «Смена» от 17 июня 1958 года

Здесь же говорится, что на аспирантских концертах Дранишниковой в Малом зале консерватории аншлаги, хотя концерты эти широко не анонсируются. Что пианистка неоднократно выступает в Доме Архитекторов и даже был случай, когда ее спешно увезли туда с занятий заменять внезапно заболевшую пианистку.

А дальше то, что вызывает удивление. То ли просто стечение обстоятельств, то ли чьи-то проделки, но Марина Дранишникова за всю свою жизнь не может выехать на международный конкурс как исполнительница.

Вот, что написано в письме:

«Фортепианная кафедра выдвинула Марину единственной исполнительницей на конкурс Листа и Бартока в Венгрию. Несмотря на продолжительную болезнь к конкурсу пианистка была готова.

Кроме тяжелой болезни, была еще проблема: из Москвы была прислана программа с тремя ошибками. По приезде в Москву неприятности не заканчивались: Марина играла конкурсный отбор 20 июня первой участницей. Раннее прослушивание и, видимо, отсутствие слушателей, потому что на исполнительницу из другого города приходит обычно мало слушателей. До второго тура пианистку не допустили.

И в этом была ее трагедия. Марине почти 32 года – предельный возраст для участия в этом международном конкурсе, на других конкурсах такого уровня возрастной ценз еще ниже».

Единственное исключение из правил в те года – пианист Рудольф Керер. В 1961 году он завоевал 1-ю премию на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей в Москве, оказавшись допущен до конкурса в возрасте 37 лет.

В чем же проблема дальнейшего неучастия Марины в конкурсах, почему в письме слушатели переживают из-за этого? А дело в том, что у Марины Дранишниковой нет лауреатства на конкурсах и теперь, из-за возраста, и не будет. По правилам тех лет, она не может участвовать в выступлениях на широкой эстраде, и все пути к дальнейшей большой артистической деятельности для нее закрыты.

Четвертое письмо

Предваряю содержание письма двумя вырезками из Ленинградской газеты «Смена» за 1957 год с упоминанием концерта Марины Дранишниковой в сетке радиовещания.

Газета «Смена» от 4 мая 1957 годаГазета «Смена» от 4 мая 1957 года

Впервые фортепианный концерт исполнялся на радио утром 29 апреля 1957 года, но анонса в расписании передач не было, только устное объявление.

Газета «Смена» от 16 июня 1957 годаГазета «Смена» от 16 июня 1957 года

Возвращаюсь к четвертому письму. Оно названо «Почему Марина Дранишникова не участвует в фестивале?», 1957 год. Адресовано в газету «Смена», которая занималась фестивалем РСФСР.

В письме написано следующее:

«на радио был записан фортепианный концерт Марины в сопровождении оркестра Лен. филармонии под управлением Эдуарда Петровича Грикурова. Авторы письма интересуются, почему такое достойное произведение не выдвинули на фестивальный конкурс РСФСР или хотя бы на общегородской конкурс Ленинграда. И почему такое произведение не исполняется в филармонии».

История концерта Дранишниковой очень сложна. Много лет Марина не могла добиться исполнения своей партитуры, законченной еще перед прошлым фестивалем и одобренной Эдуардом Грикуровым, хотя бы на оркестровой репетиции.

Только благодаря обращению музыкального педагога  Е. И. Золотницкой в газету «Ленинградская правда», концерт был доведен до репетиционного прослушивания, а затем записи и неоднократных радиопередач.

«У Дранишниковой есть еще произведения: соната для альта и фортепиано, флейтовое скерцо, фестивальная песня. Почему же сама Марина не обивает пороги и не предлагает свою музыку и свое исполнение».

Почему? Почему!

Программа концерта 23 октября 1964 года Программа концерта 23 октября 1964 года

Марина

Марина Дранишникова прожила трагическую, но точно не короткую жизнь.

Марина Дранишникова

Я точно знаю, что в 21 мая 1986 года в 57 лет она участвовала в качестве концертмейстера художественного коллектива народной филармонии Выборгского Дворца культуры в концерте на сцене Ленинградской Филармонии. Вот программка этого концерта.

Программа концерта 21 мая 1986 года

Умерла Марина Владимировна Дранишникова 15 апреля 1994 года. Ей было на тот момент 64 года.

Похоронена Марина, как и все, кто жил на Петроградской стороне, на Серафимовском кладбище в том же захоронении, где покоится её мать поэтесса Варвара Васильевна Вольтман-Спасская.

Подпись Марины Дранишниковой

Дарья Хуторецкая

Приложение

Потерянные и неизданные сочинения Марины Дранишниковой

1938 год: «Ноктюрн» и «Скерцо» для фортепиано. «Мелодия» для скрипки в сопровождении фортепиано.

1940 год: Мелодия для голоса и скрипки. Опера «Принцесса на горошине», записана на радио (есть «Принцесса на горошине» для фортепиано композитора Юрия Фалика, сочинена приблизительно в то же время, издана в каждом сборнике Вольфензона).

1949 год: Сюита (Песня, Танец, Скерцо, Шествие). Первое исполнение состоялось 22 апреля 1949 года: М. Эрмлер (фортепиано), К. Векслер (скрипка), В. Курлин (гобой), А. Соколов (фагот). Класс композиции С. Я. Вольфензона.

1963 год: наброски балета «Шакунтала». В 1963 году балет с таким же названием написан в Латвии С.А. Баласаняном. Совпадение?

1955 год: Концерт для гобоя. Курлин играет его на госэкзамене в ЛОЛГК имени Н. А. Римского-Корсакова в сопровождении фортепиано.

1955 -1956: Концерт для фортепиано с оркестром. Изначально написан для двух роялей, позже оркестрован и записан на радио оркестром Ленинградской филармонии, дирижер Эдуард Грикуров. Если бы не он, концерт бы не исполнялся.

1956 год: Соната для альта и фортепиано, Скерцо для флейты, Фестивальная песня. Скорее всего, не исполнялись.

1958 год: музыка к спектаклю «Походный марш» театра имени Пушкина (ныне — Александринский театр). Спектакль в репертуар не вышел, сдан в архив. Музыка была высоко оценена и театром, и на страницах печати.

«Экспромт Скерцо» для гобоя и фортепиано. Произведение исполняется. Не издано.

Использованная литература

1) Пружанский, Аркадий Михайлович. Отечественные певцы, 1750- 1917. Словарь в 2 ч., Москва : Сов. Композитор, 1991.

2) Русский театр. Сост и изд. А. М. Шампаньер. Киев, 1905. Вып. 1,2. стр. 32.

3) Музыкальная энциклопедия. Главный редактор Ю. В. Келдыш. Москва, «Советская энциклопедия», 1974.

4) «Рабочий и театр», Лениград, 1933, июнь № 17. В. Богданов-Березовский. Дирижерские портреты В. А. Дранишников.

5) «Радянська музика» 1940, №4. Б. В. Асафьев (Iгор Глебов). В.О. Дранiшнiков.

6) «Радянська музика» 1940, №1. Автобiографiя В. О. Дранiшнiкова.

7) «Радянська музика» 1940, №1. Гозенпуд А. Дранiшнiков як музикальний критик.

8) «Радянська музика» 1940, №1. Бэлза И. В. О. Дранiшнiков. Бiографiчний нарис.

9) «Вопросы музыкально-исполнительского искусства». Вып. 5,  Москва, 1969. И. Бэлза. Владимир Александрович Дранишников.

10) Газета «Смена», Лениград, № 141, 16 июня 1957 год. Программа радиопередач.

11) Газета «Смена», Лениград, № 24, 30 января, 1965 год. «Доброго пути!» К. Комиссарова.

12) Газета «Смена», Лениград, № 104, 4 мая 1957 год. Программа радиопередач.

13) Газета «Смена», Лениград, № 128, 2 июня 1966 год. Телевидение.

14) Журнал «Огонек», Москва, 1963 год, № 28. «Жизнь в музыке». И. Вершинина.

15) Деревянные духовые инструменты: теория, история, архив. /ред.-сост. В. П. Фартушный ; науч. ред. И. М. Мациевский. – Вып V.-Петрозаводска: ПГК,  2012. — 132 с. :ил.

16) Золотой гобой Северной Пальмиры / В. П. Фартушный. – Петрозаводск., Версо, 2014. — 246 с.

17) Дранишникова М., Поэма: Для гобоя и ф.-п. — М. : Музгиз, 1953. — 18, 5 с.

18) Первая книга стихов. Варавара Вольтман.- Москва: Изд-во Всер. союза поэтов, 1929 (тип. Рабочий ленинец). — 119, [2] с.

19) В кольце [Текст]: Стихи / [Ил.: Г. С. Курочкина]. Варавара Вольтман.- Ленинград : Лениздат, 1968. — 71 с. : ил.; 16 см.

20) Лев Колодный Любовь и ненависть Ильи Глазунова. Документальная хроника. М.: Голос, 1998.-535 с.

21) Россия распятая. Илья Глазунов. — [Изд. 2-е, доп.]. — Москва: Фонд Ильи Глазунова, 2006.

22) Дорога к тебе: из записок художника // Молодая гвардия. 1965. № 10-12. 1966. № 2-3.

23) Илья Глазунов. Альбом. Санкт-Петербург, «Аврора», 1992.

24) Ленинградская Ордена Ленина Государственная Консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова. Отдел кадров. Архив. Личные карточки профессорско-преподавательского состава рабочих и служащих ленгосконсерватории за 1960 год с буквы «Г» по букву «З», полка №1021.

25) Ленинградская Ордена Ленина Государственная Консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова. Отдел кадров. Архив. Личные дела студентов 1956 г., полка №62.

26) И. А. Тугаpинов. Род Тугариновых и семейные предания. Москва, 1993.

27) Архив фестиваля «Пражская весна».

28) Naxos Records — описаниедиска с записью «Поэмы».

29) ЦГАЛИ СПб. Фонд Р-588. Вольтман (Спасская) Варвара Васильевна (1906 — 1966), поэтесса; Дранишникова Марина Владимировна (1929 — 1994), пианистка. Постоянная ссылка описи: https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cgali/R-588

30) РГАЛИ. М. Вольтман-Тугаринова Варвара Васильевна. Постоянная ссылка описи: http://www.rgali.ru/object/200245778

31) Сайт Ильи Глазунова.