Богоявление в Чехии — 6 января. История и особенности праздника

В Торжество Богоявления Католическая Церковь воспоминает явление миру Бога в лице Иисуса Христа. А если точнее, сразу три конкретных евангельских события: поклонение волхвов, крещение Иисуса и чудо в Кане Галилейской.

Впервые данный термин появляется на рубеже II-III веков у Климента Александрийского как праздник в день крещения Господня, то есть начала исполнения Его мессианского служения. В начале IV века этот праздник широко распространился на Востоке, а в середине IV века эта традиция проникла и на Запад. Практически в то же время на Восток пришла традиция праздника Рождества Христова. В Иерусалиме и некоторых других поместных Церквях оно праздновалось 6 января, в один день с Крещением Господним. И только в VI веке Рождество закрепилось на Востоке как самостоятельный праздник, отмечавшийся 25 декабря. Богоявление же стало воспоминанием о крещении Иисуса.

На Западе праздник Богоявления уже с V века ассоциировался с тремя упомянутыми выше евангельскими событиями. Именно в таком качестве Богоявление закрепилось в западной литургии к эпохе зрелого Средневековья. И на первом плане находилось воспоминание поклонения волхвов, которые пришли в Вифлеем с Востока вслед за звездой и принесли Младенцу дары: золото – символ царской власти, ладан – символ священства и смирну — символ будущей искупительной жертвы Иисуса.

Иаков Ворагинский в «Золотой Легенде» пишет: «Когда Иисусу исполнилось тринадцать дней, к Нему пришли волхвы, которых вела звезда. Потому Епифания происходит от epi, что значит сверх, и phanos — явление, ибо в тот день в высях появилась звезда, или же Сам Христос через звезду, которая воссияла над Ним, был явлен волхвам как Истинный Бог».

Согласно некоторым толкованиям текста Священного Писания, волхвы представляли не только разные поколения, но также разные стороны света в знак того, что Христос пришел спасти не только избранный народ Израиля, но все человечество. Кроме того, Средневековые предания наделяли мудрецов царским достоинством, поэтому в некоторых странах Богоявление называется «Праздником трех царей». В Испании подарки принято дарить именно на Праздник трёх царей, а не на Рождество или день св. Николая. Причем считается, что именно волхвы их и приносят. В Чехии в этот день зажигают костры, чтобы они «освещали» путь волхвам, а ещё в этот день принято колядовать — ряженые дети поют песни на улицах и собранные деньги отдают на благотворительные нужды. В Польше уже на рубеже XV-XVI веков в этот день освящали золото и ладан, которым потом окуривали дома, чтобы защитить их от злых сил. В XVIII веке к этому добавился обычай освящения мела. Им пишут буквы K M B + текущий год на дверях домов. Некоторые считают, что это первые буквы имен трех мудрецов: Мельхиор, Каспер, Бальтазар. Но на самом деле аббревиатура происходит от латинской фразы «Christus mausionem benedicat», что означает «Да благословит Христос этот дом».

В Средние века в некоторых местах в этот день совершался крещенский чин водоосвящения (по Византийской традиции). Сегодня же на Западе Богоявление почти полностью утратило элементы воспоминания о крещении Иисуса.

После II Ватиканского собора Крещение в латинском обряде стало праздноваться как самостоятельный праздник (в первое воскресенье после Богоявления). Торжество Богоявления празднуется 6 января либо в ближайшее к этому дню воскресенье (по решению поместной Церкви).

Изображение: Генри Сиддонс Моубри

Больше интересного:

  • Проповедь на Торжество БогоявленияПроповедь на Торжество Богоявления
  • 8 декабря — торжество Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии8 декабря — торжество Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии
  • Господь наш Иисус Христос, Царь Вселенной — ТоржествоГосподь наш Иисус Христос, Царь Вселенной — Торжество
  • 8 сентября — Рождество Пресвятой Богородицы8 сентября — Рождество Пресвятой Богородицы
  • Один день из жизни кардиналаОдин день из жизни кардинала

 Подарки

Во время Реформации в Европе XVI–XVII вв. Многие протестанты изменили дату вручения подарков. Она переместилась с 6 декабря до Рождества. Это ночь, когда Санта-Клаус приносит гостинцы хорошим детям. Многие связывают этот обычай с подношениями волхвов младенцу Христу.В Чешской Республике, Словакии, Хорватии и Венгрии, где 6 декабря правит святой Николай (св. Микулаш / сестра Микулас), его рождественский подарок — это ребёнок Иисус (Ежишек на чешском языке, женевский на венгерском, Ежишко в Словацком и Иссукский на хорватском).Сочельник подаркиВ большинстве районов Австрии, Германии, Польши, Венгрии, Чехии и Швейцарии подарками традиционно обмениваются вечером 24 декабря. Дети, как правило, говорят, что они были доставлены либо Christkind (немецкий язык: для Христа ребёнка), или Weihnachtsmann. В Германии Николас со своим помощником Кнехтом Рупрехтом также приносят подарки 6 декабря.В Эстонии Jõuluvana, в Финляндии Joulupukki, в Норвегии Julenissen и в Швеции Jultomten, лично встречает детей и дарит что-нибудь в канун Рождества.В Аргентине, Венесуэле, Дании, Эстонии, Фарерских островах; Финляндии, Франции, Германии, Венгрии, Словакии, Исландии, Латвии, и многих других странах, рождественские подарки открываются в основном вечером 24-го — как и в немецкой традиции, это также практика среди британской монаршей семьи, так как она была представлена королевой Викторией и Альбертом, принцем-консортом. В то время как в Италии, США, Великобритании, Ирландии, Англии, Южной Африке, Новой Зеландии и Австралии это происходит в основном утром в Рождество.В других странах Латинской Америки люди бодрствуют до полуночи, и потом открывают подарки.Подарки детямВ Испании подарки традиционно открываются утром 6 января, в день Крещения («Día de Los Tres Reyes Magos»), хотя в некоторых других странах, таких как Аргентина и Уругвай, люди получают подарки как в Рождество, так и на утро Богоявления.В Бельгии и Нидерландах святой Николай или Синтерклаас и его спутник Цварте Пьёт подают подарки детям и взрослым вечером 5 декабря накануне его дня. 24 числа они отправляются в церковь или смотрят ночную мессу по телевизору или едят.

 Канун Рождества во всём мире

Сочельник празднуется по-разному во всём мире, в зависимости от страны и региона. Элементы, общие для многих областей, включают в себя посещение особых религиозных обрядов, таких как полуночная месса или вечерня, а также предоставление и получение подарков.

Как и Пасха, Рождество является одним из самых важных периодов в христианском календаре и часто тесно связано с другими торжествами в это время, такими как Адвент, Праздник Непорочного Зачатия, День святого Николая, Новый год и Богоявление.

 Праздники

Среди людей, которые празднуют Рождество, многие отправляются в путешествие или отпуск в праздничные дни, а это означает, что Сочельник также часто является временем социальных событий и сторон во всем мире.

В еврейской культуре

Nittel Nacht — это имя, данное Сочельнику еврейскими учёными в XVII веке.

В современной американо-еврейской культуре

В современной американо-еврейской культуреС рождественским праздником на всей территории Соединённых Штатов, появляется много свободного времени, в течение которого большая часть американской торговли и общества не функционирует и это может вызвать чувство одиночества или отчуждения у американских евреев.Они также, как правило, не участвуют в семейных сборах и религиозных богослужениях, которые являются центральными для Рождества у христиан.Типичные современные мероприятия обычно ограничиваются «китайцами и фильмами». Люди заказывают еду в китайском ресторане, который, как правило, открыт для бизнеса на рождественском празднике и смотрит фильмы в кинотеатре или дома, стереотипно повторяя: «Это чудесная жизнь».С 1980 годов в канун Рождества для молодых евреев возникло множество социальных событий, ставших популярными. Они включают в себя Матцо-бал и ряд других местных мероприятий, организованных еврейскими общинами и федерациями в Северной Америке.

Исторические события

На некоторые события, связанные с историей, повлияло появление праздничных вечеров.

Рождественское перемирие

Во время войны в 1914 и 1915 годах было неофициальное рождественское перемирие, особенно между британскими и германскими войсками. Оно началось в Сочельник, 24 декабря 1914 года, когда немцы стали украшать территорию вокруг своих окопов в регионе Ипре, Бельгия. Они начали с размещения свечей на деревьях, затем продолжили празднование, напевая рождественские гимны, в первую очередь Stille Nacht (Silent Night). Британские войска в траншеях напротив них откликнулись пением английских колядок. Обе стороны кричали Рождественские поздравления друг другу. Вскоре были призывы к визитам на нейтральную территорию и произошёл обмен небольшими подарками. Во время перемирия захоронили недавно убитых солдат. Воины с обеих сторон оплакивали мёртвых вместе и прочитали отрывок из Псалма 23. Перемирие произошло, несмотря на сопротивление более высоких уровней военного командования. Ранее осенью призыв Папы Бенедикта XV к официальному перемирию между воюющими правительствами был проигнорирован.