День Ак калпака в Кыргызстане — 5 марта. История и особенности праздника

  • Киргизский головной убор
    • Колпак
    • Малахай
    • Тебетей
    • Чапан
    • Кементай
    • Элечек
  • Россия для всех
  • Россия для всех
  • Как китайцы «окалпачили» киргизов (фото)
  • Как в Кыргызстане колпак к флагу приравняли: selyanka1
  • Национальный головной убор | Культура и искусство
  • от монголки до турецких шапок
    • Головные уборы различных народов мира
      • Казахский
      • Монгольский
      • Скандинавский
      • Казачий
      • Афганский
      • Чеченский
      • Турецкий
      • Башкирский
      • Армянский
      • Восточный
      • Чувашский
      • Украинский
      • Немецкий
      • Африканский
      • Испанский
      • Киргизский
      • Грузинский
      • Американский
      • Вьетнамский
    • В каких странах в наше время до сих пор носят национальные головные уборы?
    • Вывод

Киргизский головной убор

Марсель Зейнуллин

Колпак — этот старинный киргизский головной убор до сих пор очень популярен в республике.

В XIX веке производство колпаков было женским делом, а продавали их мужчины. Для изготовления колпака заказчик сдавал целое руно молодого ягнёнка и руно брали в качестве оплаты.

Колпаки шили из четырёх клиньев, расширяющихся книзу. По бокам клинья не сшивали, что позволяет поднимать или опускать поля, защищая глаза от яркого солнца. Верх украшали кисточкой.

Киргизские колпаки были разнообразны в покрое. Колпаки знати были с высокой тульей, поля колпака подшивали чёрным бархатом. Бедные киргизы свои головные уборы оторачивали сатином, а детские колпаки украшали красным бархатом или красной материей.

Разновидность колпака — ай колпай — была без разрезных полей. Войлочный колпак носят и другие народы Средней Азии. Появление его в Средней Азии относится к XIII веку.

Малахай — особый вид головного убора, отличительная особенность которого — длинный, спускающийся на спину назатыльник, соединённый с удлинёнными наушниками. Его изготовляли из меха лисы, реже из меха молодого барана или оленя, а верх покрывали тканью.

Малахаем называли также широкий кафтан без пояса.

Тебетей — распространённый зимний головной убор, непременная часть мужского киргизского национального костюма. Он имеет плоскую четырёхклинную тулью и шьют его, как правило, из бархата или сукна, отделывают чаще всего лисьим мехом или куницей, а в районах Тянь-Шаня — мехом чёрного барашка. Кызыл тебетей — красная шапка. Её надевали на голову при возведении на ханство.

В прошлом существовал обычай: если гонца посылал важный начальник, то его «визитной карточкой» был предъявленный гонцом тебетей этого начальника.

«Брось ей свой чапан, я тебе подарю другой, шёлковый».

В.Ян. Чингис-хан.

Чапан — мужская и женская длинная одежда типа халата. Без чапана выходить из дома считалось неприличным. Шьют чапан на вате или на верблюжьей шерсти с ситцевой подкладкой. В старину подкладку делали из маты — дешёвой белой или набивной хлопчатобумажной ткани. Сверху чапан покрывали бархатом, сукном, вельветом. В настоящее время чапаны носят лишь пожилые люди.

Существует несколько вариантов этой одежды, вызванных этническими различиями: найгут чапан — широкий туникообразный халат, рукава с ластовицей, вшитые под прямым углом; каптама чапан — покрой свободный, рукава вшивные с округлой проймой и чапан прямой узкий, с боковыми разрезами. Подол и рукава обычно обшиваются шнуром.

Кементай

Кементай — широкий войлочный халат. Этот одежда главным образом скотоводов: она защищает от холода и дождя. В прошлом белый богато отделанный кементай носили зажиточные киргизы.

Элечек — женский головной убор в виде тюрбана. В полном виде он состоит из трёх частей: на голову надевалась шапочка с накосником, поверх неё небольшой прямоугольный кусок ткани, закрывающий шею и сшитый под подбородком; поверх всего — чалма из белой материи.

У разных родоплеменных групп Киргизии женская чалма имела различные формы — от простой накрутки до сложных сооружений, слегка напоминающих русскую рогатую кику.

В Киргизии чалма получила большое распространение.

Её называли калёк, но у южных и северных киргизов — элечек. Это же название бытовало и у некоторых групп казахов. В первый раз элечек надевали молодой, отправляя в дом мужа, тем самым подчёркивая переход её в другую возрастную группу. В свадебном пожелании молодухе говорилось: «Пусть твой белый элечек не спадает с твоей головы». Это было пожелание долгого семейного счастья.

Элечек носили зимой и летом, без него не было принято выходить из юрты даже за водой.

www.narodko.ru

Национальный головной убор | Культура и искусство

В Киргизии сегодня отмечают День национального головного убора киргизов — ак-калпака, что в переводе на русский язык означает «белая шапка».

По случаю праздника на центральной площади Бишкека состоялся целый ряд мероприятий, в том числе студенческий марш и выступление духового оркестра Генерального штаба Вооруженных сил республики. Кроме этого, на площадь привезли изготовленный народными умельцами головной убор высотой почти 3 метра. Авторы этой работы не знают, является ли она мировым рекордом или нет. «Нам это без разницы, главное, чтобы людям понравилось», — уверяют принимавшие участие в его изготовлении женщины.

Первые упоминания об ак-калпаках относятся к XIII веку. Его изготовлением занимаются исключительно женщины, а носят — только мужчины. Сделанный из войлока конусообразный головной убор киргизов внешне очень напоминает очертания снежных вершин Киргизского хребта. Он успешно защищает владельца от летнего зноя и зимних холодов. По обрамлению краев «белой шапки» можно судить о возрасте или социальном статусе владельца. В прежние века богачи предпочитали высокие ак-калпаки. Современные киргизы любят колпаки пониже — в них удобнее передвигаться по своим делам на автомобиле. Если на ребрах колпака пришита красная, зеленая или синяя лента, то его владельцем является ребенок либо подросток. Поколение средних лет носит колпаки с коричневой или черной окантовкой, а аксакалы (пожилые мужчины) — с белой.

После развала СССР в республике резко сократилось поголовье мериносных овец и сырья для изготовления головных уборов стало не хватать. Предприимчивые китайцы в этот период наладили поставки в Киргизию синтетического войлока. Однако искусственные «белые шапки» настолько не понравились киргизам, что в парламенте страны даже прозвучал призыв запретить их ввоз из КНР.

Сотрудники предприятия народного промысла «Кыял» уверяют, что спрос на колпаки в стране постоянно растет. Причем, большинство клиентов требуют, чтобы вышивка на нем была обязательно ручной работы. Популярностью они пользуются и среди иностранцев, которые охотно приобретают их в качестве сувениров. А, например, российские туристы нашли «белой шапке» и практическое применение — они берут ак-калпаки в баню, поскольку париться в них очень комфортно.

Во всем мире кроме киргизов белые войлочные колпаки носят только казахи, но у них они несколько отличаются по форме.

05.03.2016 04:26

densegodnya.ru