День памяти преподобного Герасима — 17 марта. История и особенности праздника

Основание монастыря традиционно связывают с пребыванием здесь св. преп. Герасима Иорданского — одного из основателей монашеской жизни в пу́стыне на Святой Земле.

Настоящий основанный им монастырь находился неподалеку и сохранился в виде археологических руин.

Монастырь св. Герасима — популярное место остановки паломников и туристических групп.

Народно-христианский праздник Герасим Грачевник отмечается 17 марта (4 марта по старому стилю) каждого года. В этот день православная церковь чтит память двух святых с именем Герасим: Герасима Иорданского и Герасима Вологодского, иеромонаха.

Другие названия праздника: Грачевники, День изгнания кикиморы, День памяти преподобного Герасима Иорданского.

Праздник получил название «Грачевник» в честь птицы грача, которая обычно возвращается из теплых стран в этот день.

История

Преподобный Герасим Иорданский жил в IV-V веках. В юности покинул родной город Ликию, принял монашество и ушел в Фиваидскую пустыню. Незадолго до своей кончины переселился в Иорданскую пустыню и построил монастырь. В нем установил очень строгие правила. В трудах ему помогал лев, которого он излечил. В 451 году Герасим мирно скончался в своей обители. Лев прожил еще несколько дней и умер на могиле преподобного. Его похоронили рядом.

Преподобный Герасим Вологодский принял монашеский постриг в Киевском Гнилецком монастыре. Когда он достигнул гармонии духа и тела, ушел жить к реке Вологде в Руси. Изначально Герасим планировал проводить время в уединении. Но вскоре сблизился с местными жителями и построил для них обитель при храме – Троицкий Кайсаровский монастырь. До 4 марта 1178 года, дня своей смерти, он наставлял, укреплял и поддерживал жителей Вологодского края.

Традиции и обряды

Главные традиции 17 марта — подготовка скворечников к прилету грачей, изгнание кикимор из дома, выпечка печенья в виде грача, гадания на замужество.

— В день Герасима прилетали с юга грачи. Интересно, что грачи обычно летят с той же скоростью, с какой продвигается фронт теплого воздуха, — около 50 километров в сутки. Наблюдательные люди знают, что если грачи, прилетев, сразу принимаются за починку своих гнезд, то весна будет скорой и дружной. А вот если птицы, посидев на гнездах непродолжительное время, снова взлетают, холода продержатся еще несколько дней. Крестьяне использовали грачей как своего рода посевной календарь: если птицы сели на гнезда, то уже через неделю можно выходить в поле.

— 17 марта девушки гадали, выйдут ли они в этом году замуж. Для этого нужно было быстро выбежать на улицу и посмотреть, кто встретится первым. Если женщина – значит, быть свадьбе, а если мужчина, то в этом году можно сватов не ждать. На Герасима хозяйки пекли грачей из теста, угощая ими ребятишек. Грач, кстати, считается птицей-работягой, поэтому и рожденные в его день отличаются трудолюбием и хозяйственностью.

— Кроме всего прочего, грачи обладают свойством изгонять из дома и со двора нечистую силу. Поэтому на Герасима вываживали кикимору. Мириться с ней крестьяне не хотели, потому что она постоянно пакостила: то стучала вьюшкой в печи, то спутывала пряжу, то била горшки. Чтобы унять нечисть, приглашали в дом знахаря, который осматривал все углы избы, обметал печь и читал заговоры. Кикимора могла вернуться в дом только осенью, после отлета грачей в теплые края.

Приметы и поговорки

  • Коли грач прилетел, через месяц снег сойдет.
  • Если грачи летят прямо на свои старые гнезда, то весна будет дружной, вода сбежит вся разом.
  • Грач прилетел – скоро наступит настоящая весна.
  • Если птицы возвращаются к своим гнездам, значит, весна наступит быстро и через 20 дней уже можно начинать посев зерна.
  • Если грачи прилетели раньше 17 марта, то год будет неурожайным и голодным.
  • Грачи на гнездах сидят недолго и взлетают – к холодам.
  • День сухой и солнечный – в лесу будет изобилие ягод.
  • Поездки на Герасима Грачевника будут удачными.
  • Операцию и поход к стоматологу в этот день лучше перенести.
  • Родившиеся 17 марта трудолюбивы, как и грачи.

Именины 17 марта

Даниил, Вячеслав, Василий, Георгий, Павел, Герасим, Яков, Григорий, Александр.

История

Начало монастырю Каламан положило предание о пещере, в которой во время Бегства в Египет ночевало Святое Семейство.

Точная дата основания монастыря св. Герасима неизвестна. Можно предположить, что место почиталось ещё первыми христианам, однако с большей долей уверенности можно говорить о появлении монастыря во второй половине V в.

В 614 г. монастырь был захвачен персами, о чем свидетельствуют сохранившиеся кости погибших монахов.

После прихода арабов в 637 г. сведения о монастырях — лавры св. Герасима и Каламон, встречаются реже, однако всё же имеются, например, в сочинении «Луг духовный» монаха Иоанна Мосха, жившего в VI-VII в.

К VIII в. здесь осталось только 10 монахов.

Во время правления византийского императора Мануила I Комнина (Manuel I Comnenus) (1143—1180) опальный патриарх Иерусалима Иоанн IX восстановил обитель.

После крестоносцев монастырь был заброшен, но несколько раз возрождался.

Записи игумена Даниила, посетивший эти края в 1106 г. свидетельствуют:

Купол верхней церквиpinterest button Купол верхней церкви

В середине XII в. иорданские обители приходят в упадок. Лавра Герасима, еще полвека назад упоминавшаяся Даниилом как действующий монастырь, так описывается в 1185 г. греческим паломником Иоанном Фокой:

Греческие монахи жили в монастыре до конца XIII в., и как свидетельствует немецкий паломник Бурхард из Сиона, уже называли  свою обитель как монастырь св. Герасима.

В 1588 г. монастырь восстановили, однако в 1734 г. он был снова разрушен.

Современный монастырь построен в 1882-85 гг. при содействии Русской духовной миссии на древних фундаментах монастыря византийского периода (VI в.), от которого кое-где сохранилась мозаика, и на остатках церкви XII в. монастыря Каламон.

К середине ХХ в. монастырь вновь пришёл в запустение.

После арабо-израильской войны 1948-49 гг. эта территория отошла к Иордании, что свело возможность посещения обители к минимуму.

Современный этап в истории монастыря связан с приездом сюда в 1970-е годы греческого монаха Хризостома, под руководством которого началось его возрождение.

Близость автомобильной дороги, по которой туристы следуют из Иерусалима к Мёртвому морю превратила обитель св. Герасима в часто посещаемый паломниками и экскурсионными группами объект.

Арабы-христиане из близлежащего Иерихона также приходят в монастырь.

Несмотря на эти посещения монастырь продолжает сохранять свои аскетические традиции, отмечается гостеприимством и скромностью обустройства.

Монастырь

Монастырь с трёх сторон окружает пустыня, только с запада проходит дорога вокруг Иерихона —«квиш океф Иерихо».

Снаружи здание монастыря выглядит как неприступные крепостные стены. Это естественно, что в условиях постоянных угроз со стороны разбойников и грабителей, монахи были вынуждены обороняться.

Дорога, идущая к монастырю, уходит дальше к Иордануpinterest button Дорога, идущая к монастырю, уходит дальше к Иордану

Кладка стен неоднородная, но не слоями, снизу вверх, как обычно, а вдоль стены — с севера кладка более старая, чем в южной части.

Двор

Дворик представляет собой утопающий в зелени парк со звонким пением разнообразных птиц.

В центре квадрата главного здания находится глубокий колодец.

В монастыре культивируется символика, связанная с изображением льва — героя притчи о Герасиме Иорданском.

Лестница ведёт на балкон, который, в свою очередь, в притвор церкви.

Здесь нужно обратить внимание на мозаичный пол, иконы Богоматери и стенную роспись свв. Михаила и Гавриила.

Верхняя церковь

Верхняя церковь была освящена 17 февраля 1885 г. в честь св. преп. Герасима.

В церкви три престола, центральный посвящен св. Герасиму, северный — свв. Зосиме и Марии Египетской, южный — св. Евфимию.

Иконостас монастыря св. Герасимаpinterest button Иконостас монастыря св. Герасима

Иконостас был установлен в 1883 г. В нём русские иконы: св. Герасима,  Богоматери Одигитрия, Христа Пантократора и св. Иоання Крестителя.

Особенность иконостаса — храмовая икона св. Герасима находится слева от Богородицы, а не справа от Спасителя, как обычно бывает в православных храмах.

В центральной апсиде еще видны росписи стен XII в. По стенам и потолку проходят глубокие трещины, оставшиеся от землетрясения 1927 г.

Греки оставили трещину как напоминание о бренности бытияpinterest button Греки оставили трещину как напоминание о бренности бытия

Нижняя церковь

Слева от главного входа в монастырь на нижнем этаже, под притвором церкви св. Герасима, находится церковь св. Семейства.

Еще с апостольских времен сохранились предания о пещере, где останавливались на ночь во время бегства в Египет от преследований царя Ирода Пресвятая Богородица с новорожденным Богомладенцем и св. Иосифом Обручником.

Иконостас церкви, возведён в 1875 г.

Справа от входа находится престол, посвященный св. Герасиму.

Далее находится престол в честь св. Евфимия, сыгравшего важную роль в жизни Герасима. Одно время Герасим увлекся идеями монофизитства (теория, по которой Иисус имел только божественную природу), но Евфимию удалось вернуть его в лоно православной церкви.

Чуть дальше расположен еще один престол, посвященный святым Зосиме и Марии Египетской, которые подвизались в этих краях.

В самом конце часовни расположена икона Богоматери Галактоторфусы (Млекопитательницы).

В шкафчике перед нишей иконы сложены кости монахов, погибших во время нашествия персов в 614 г.