День памяти святого Бориса в Болгарии — 2 мая. История и особенности праздника

Борис и Глеб — русские князья, сыновья киевского великого князя Владимира Святославича от брака с византийской царевной Анной из Македонской династии. В междоусобной борьбе, вспыхнувшей в 1015 году после смерти их отца, были убиты своим старшим братом Святополком Окаянным. 

Борис и Глеб. Конец XIV века. ГТГ.pinterest button Борис и Глеб. Конец XIV века. ГТГ.

Неизвестный русский иконописец, Public Domain

Истории Бориса и Глеба посвящены одни из первых памятников древнерусской литературы: «Сказание» Иакова Черноризца и «Чтение» Нестора Летописца. В честь братьев было построено множество храмов и монастырей.

Жизнеописание

Братья Борис и Глеб были младшими единокровными братьями Святополка Окаянного и Ярослава Мудрого, являлись сыновьями киевского князя Владимира Святославича от его жены византийской царевны Анны из Армянской династии, единственной сестры правящего императора Византии Василия II Болгаробойцы (976–1025), и внучки императора Константина VII.

Имена

Источники разделяют имена братьев: Борис и Глеб — имена, полученные при рождении, Роман и Давид — при крещении. Однако имя Борис к тому времени уже перестало быть языческим и могло использоваться для наречения при крещении (в X веке уже был канонизирован князь Борис I, крестивший Болгарию). Имя Глеб относится к языческим именам и известно по рассказу Иоакимовской летописи об убийстве Святославом Игоревичем своего брата Глеба за христианские убеждения. Около 987—989 гг. Борис получил от отца Ростов, а Глеб — Муром.

Гибель братьев

Оба брата, согласно общепринятой версии, были убиты Святополком Окаянным во время борьбы за власть.

Убийство Бориса

Каноническая версия, известная, как из летописного материала, так и по древнерусским агиографическим сказаниям, рассказывает множество подробностей о гибели братьев. В 1015 году заболел отец братьев — великий князь Владимир Святославич, и Борис был призван в Киев. Вскоре по его прибытии стало известно о вторжении печенегов, и отец послал его с дружиною для отражения их набегов. Борис нигде не встретил печенегов и, возвращаясь обратно, остановился на реке Альте. Здесь он узнал о смерти отца и о занятии великокняжеского стола единокровным братом Святополком. Дружина предложила идти на Киев и овладеть престолом, но Борис не хотел нарушать святости родовых отношений и с негодованием отверг это предложение, вследствие чего дружинники отца покинули его и он остался с одними своими отроками.

Убийство Борисаpinterest button Убийство Бориса

неизвестен, Public Domain

Между тем Святополк, который, извещая Бориса о смерти отца, предлагал быть с ним в любви и увеличить его удел, хотел убийством сыновей Владимира (сам он должен считаться сыном Ярополка, так как его мать, которую Владимир отнял у своего брата, была в тот момент беременна — поэтому его называют то сыном Владимиру, то племянником) устранить соперников по обладанию княжеством. Святополк отправил Путшу и вышегородских бояр для убийства брата — так как симпатии к Борису народа и дружины делали его опасным соперником. Путша с товарищами пришёл на Альту, к шатру Бориса, ночью на 24 (30) июля; услыхав пение псалмов, доносившееся из шатра, Путша решился дождаться, пока Борис ляжет спать. Как только Борис, вдвойне опечаленный и смертью отца и слухами о злодейском намерении брата, окончил молитву и лёг спать, ворвались убийцы и копьями пронзили Бориса и его слугу венгра Георгия, пытавшегося защитить господина собственным телом.

Ещё дышавшего Бориса убийцы завернули в шатёрное полотно и повезли. Святополк, узнав что он ещё жив, послал двух варягов убить его, что те и сделали, пронзив его мечом в сердце. Тело Бориса тайно было привезено в Вышгород и там погребено у церкви Святого Василия. Борису было около 25 лет.

Убийство Глеба

После убийства Бориса Святополк позвал в Киев Глеба, опасаясь, что, будучи с убитым Борисом не только единокровным, но и единоутробным братом, тот может стать мстителем. Когда Глеб остановился возле Смоленска, он получил от четвёртого брата — Ярослава Мудрого известие о смерти отца, о занятии Киева Святополком, об убийстве им Бориса и о намерении убить и его, Глеба; при этом Ярослав советовал ему не ездить в Киев.

Убийство Глебаpinterest button Убийство Глеба

неизвестен, Public Domain

Как гласит житие, когда юный князь со слезами молился об отце и брате, явились посланные к нему Святополком и проявили явное намерение убить его. Сопровождавшие его отроки, по известиям летописей, приуныли, а по житиям святого князя им запрещено было употреблять в защиту его оружие. Горясер, стоявший во главе посланных Святополком, приказал зарезать князя его же повару, родом торчину. Убийство Глеба произошло 5 сентября 1015 года. Тело Глеба убийцы погребли «на пусте месте, на брези межи двемя колодами» (то есть в простом гробу, состоящем из двух выдолбленных брёвен). Е. Голубинский считает, что речь идёт о погребении тела непосредственно на месте убийства на берегу Днепра вниз от Смоленска в пяти верстах от города.

В 1019 году, когда Ярослав занял Киев, по его приказу тело Глеба было отыскано, привезено в Вышгород и погребено, вместе с телом Бориса, у церкви Святого Василия.

Иконография

О первом факте написании образа святых братьев сообщает Нестор в своём «Чтении о святых Борисе и Глебе» и связывает это с указанием Ярослава Мудрого:

Однако исследователи отмечают, что до 1070-х годов иконография святых не выработалась, их образов нет в Софийском соборе Киева, не сохранились печати с их изображениями. Среди произведений XI — первой половины XII веков образы Бориса и Глеба сохранились на произведениях «малых форм» (кресты-мощевики и т. п.), что связывают с почитанием князей как целителей и покровителей заказчика изделия.

Святые братья обычно представлены на иконах вдвоём, в полный рост. Их изображают в княжеских одеждах: круглых шапках, отороченных мехом, и плащах, в руки помещают мученический крест или крест с мечом, указывающий на их происхождение и воинскую славу. Данные о внешности Бориса сохранились в Сказании о Борисе и Глебе, написанном не позднее 1072 года:

О внешности Глеба таких сведений нет, и его, как младшего брата, изображают юным, безбородым, с длинными волосами, спадающими на плечи. На иконах XV–XVI веков традиционным становится изображение святых во фронтальных одинаковых позах, на некоторых иконах фигурам предают излишнюю удлинённость, чтобы подчеркнуть внешнюю хрупкость. Также братьев изображают в небольшом развороте друг к другу, изображая их беседу.

В 1102 году раки с мощами святых братьев по указанию Владимира Мономаха покрыли серебряными позолоченными пластинами. После перенесения мощей в новую церковь он повелел украсить их рельефными изображениями святых: «Исковав бо сребрьныя дъскы и святыя по ним издражав и позолотив» — эти изображения стали основой для редких одиночных изображений Бориса и Глеба.

Борис и Глеб (икона Ростово-Суздальской школы, XV век)pinterest button Борис и Глеб (икона Ростово-Суздальской школы, XV век)

неизвестен, Public Domain

Житийные иконы Бориса и Глеба известны со второй половины XIV века: в их клеймах иконописцы подчёркивают смирение и кротость братьев, их христианскую любовь к ближним, готовность к мученичеству, а также помещают изображения чудес, приписываемых им. Академик В. Н. Лазарев, описывая житийную икону Бориса и Глеба московской школы XIV века, пишет:

В после монгольский период в иконографии Бориса и Глеба появляется позднеантичная и византийская традиции изображения святых на конях, возникшая под влиянием образов святых Сергия и Вакха, Георгия Победоносца, Димитрия Солунского и других. В этом проявляется заступническая и воинская функция культа этих святых.

Известны иконы, отражающие представление о Борисе и Глебе как о защитниках и покровителях городов (например, икона начала XVIII века, написанная в память о спасении от пожара города Каргополя, приписываемому заступничеству братьев). Для них характерно изображение святых в молении к облачному Спасу (образу Иисуса Христа в небе). На одной из таких икон второй половины XVIII века одежда братьев прорисована киноварью, символизирующей как пролитую ими кровь, так и багряницу Христову.

Язык и жесты

Если лет так 30 тому назад основная масса болгарского населения, в целом, хорошо знала русский язык, то современное поколение молодых абориген, занятое в обслуживании туристического потока, как правило, по-русски не говорит. Потому, собираясь отдохнуть в этой стране, будет полезно узнать несколько наиболее употребляемых фраз для того, чтобы не пришлось объясняться с местными людьми и с персоналом отелей, как говорится, «на пальцах».

Болгарский язык довольно близкий русскому, но все же, он значительной мерой от него отличается, порой такое отличие даже может вызвать затруднения, возникающие во время объяснения дороги к разным достопримечательностям. Так, например, «направо» на болгарском языке будет означать «прямо».

Народ Болгарии Народ Болгарии

К самым известным культурным особенностям, присущим Болгарии, относят выражение согласия, имеющее вид кивков головой вправо и влево, в то время, как выражение отрицания будет отображаться движениями головы вверх-вниз. Как правило, сегодня данное явление наблюдается лишь вдали от мест, регулярно посещаемых туристами. Избежать разных недоразумений, так или иначе связанных с такой болгарской особенностью, может помочь внимательное отношение к собеседнику и его речи. 

Язык и жесты Болгарии Язык и жесты Болгарии

Полезная информация о Болгарии и некоторых особенностях страны

Болгария – это южное государство, потому еще одно ценное сведение о Болгарии заключается в том, что в наиболее жаркое, обеденное время тут принято отдыхать. Многие из магазинов и других, частных заведений сферы обслуживания в летний период закрываются с 12 и до 16 часов. На курортных зонах работает множество интернет-кафе, так что особых проблем, связанных с выходом в интернет, нет. Любителям уединенного, приватного отдыха поначалу может оказаться интересным то, что здесь для того, чтобы отдыхать, вовсе не обязательно жить в гостинице. Многие горожане, а также те, кто живет в маленьких поселках у побережья Черного моря либо на одном из горнолыжных курортов, сдают комнату или даже целый этаж частного дома туристам за относительно невысокую плату. Как вариант, можно снять себе квартиру или апартаменты для отдыха.

Болгария в курортный сезон Болгария в курортный сезон

Немаловажным фактором является то, что в СМИ почти невозможно найти криминальные сведения о Болгарии – дело в том, что здесь достаточно низкая преступность в сравнении с другими, более популярными иностранными курортами. И даже местные цыгане преимущественно заняты в животноводстве или в кузнецком деле. Некоторые полезные сведения про данное государство встречаются в большом объеме на разных интернет форумах. Их авторами в основном выступают наши соотечественники, проживающие в Болгарии относительно долгое время. Интересная и, что немаловажно, достоверная информация про страну есть на большинстве официальных сайтов Болгарии, многие из них имеют также русскоязычные страницы.

Преступность в Болгарии Преступность в Болгарии

Народные болгарские традиции

Народные традиции этой страны формировались под воздействием не только восточнославянских, но также и западноевропейских культур. Свою лепту в этот процесс внесли Рим и Греция, а также балканские страны. Южные соседи, в особенности Турция, тоже оказывали некоторое воздействие на культуру и на традиции Болгарии. К примеру, одной из болгарских традиций, присущей всем славянским народностям, является рождественское и новогоднее песнопение. Это то, что известно, как колядки и сувакари. Наряженные дети, а также подростки ходят от одного дома к другому, желая хозяевам разных достатков и здоровья, они танцуют и поют, а за это получают сладости и другие вкусные вещи.

Традиции Болгарии Традиции Болгарии

Есть весьма любопытные и заслуживающие внимания, болгарские традиции, связанные с фракийской традицией производства вина. Так, 14 февраля местные виноградари осуществляют обряд «тифон зарезан», они обрезают виноградную лозу и обливают при этом вином лозы, а после всего сами угощаются вином и традиционно приготовленной, праздничной курицей, которая фаршируется рисом. В районе таких городов, как Дупница и Перник на Маслениц проводятся карнавальные шествия. А 1 марта в Болгарии по традиции празднуется праздник Мартеница, также известный под названием «Баба Марта». В этот день здесь украшают одежду переплетенными нитями 2 цветов — красной и белой. Также внимания заслуживает такая болгарская традиция, как празднование животноводами 6 мая Георгиевого дня. В этот день сельскохозяйственные постройки украшаются ивой. В соответствии с древней традицией, в Болгарии очень широко и весело празднуют не только обручение или помолвку, но и свадьбу, День Рождения, Крещение, а еще первые шаги малыша и даже строительство нового дома. Последнее считается началом новой жизни.

Производство вина в Болгарии Производство вина в Болгарии

Праздничные обычаи и обряды в Болгарии

Те из болгарских обычаев, которые больше всего радуют гостей, приезжающих в страну – это давние традиции, касающиеся гостеприимства и взаимопомощи. Так, считается, что болгары очень приветливы, открыты. Притом, не только со своими близкими или с родственниками, а и с соседями, и даже с совершенно незнакомыми им людьми. Рождественские традиции Болгарии предполагают поиск запеченной в традиционном пироге, именуемом «погаче», серебряной монетки. И тогда счастливчику будет сопутствовать удача на протяжение всего года. На праздничном столе должно быть обязательно 7, 9, либо же 11 постных кушаний. Есть также другие, не менее интересные предновогодние обычаи, характерные для Болгарии. Так, например, следует встречать приход календарного года за щедро уставленным столом. Ведь болгары считают, что чем больше у вас блюд буде на столе, тем, соответственно больше вам будет сопутствовать удача весь следующий год. По традиции глава семьи должен зажечь праздничный огонь в печи, а затем положить в него специально заготовленное для такого случая грушевое или дубовое полено. Оно будет символом долголетия, процветания и плодородия.

Гостеприимство в Болгарии Гостеприимство в Болгарии

Гостям, которые идут на смотрины новорожденного ребенка, болгарские обычаи рекомендуют помимо подарков также принести с собой обрядовый хлеб. Он называется малые питы. Мама ребенка позовет гостей на большую пииту попозже, когда малыш уже немножко подрастет. Множество обычаев Болгарии, так или иначе, связано со свадьбой. Так, задолго до торжества молодожены прощаются со своим девичеством и с холостой жизнью. А гости, пришедшие на свадьбу, должны обязательно украсть во дворе невесты петуха, чтобы потом нести его в качестве символа плодородия перед женихом и невестой, направляющимися на роспись. Одеяния молодых свекровь обязательно украшает зеленью, таким образом, желая им хорошего здоровья и долголетия. А еще с давних времен в обычаях у болгар есть привычка особенным способом почитать своих умерших предков. К тому же, очень часты коллективные поминовения. Многие из обычаев Болгарии связаны в основном с аграрным стилем жизни болгар, который был характерен в прошлом. И потому традиции во многом зависят от времени года.

Обрядовый хлеб Обрядовый хлеб

Экономика в Болгарии: ключевые источники благосостояния

Сегодня, после сложных для всего мира и, в частности, для Болгарии, 1990-х, а также ввиду последствий всемирного кризиса, который разразился в 2008 году, болгарская экономика относительно стабилизировалась. Кроме индустриальных отраслей, в ее экономике по традиции очень высокоразвито аграрное производство. С недавнего времени не менее активно развивается отрасль обслуживания, включая и туристическое направление. Что до национальной валюты Болгарии, то она называется болгарский лев, хотя правительство вскоре планирует ее заменить на евро. Инфляция у валюты относительно невысокая – примерно 6%, а прирост ВВП находится в районе 6% для сельского хозяйства и до 32% в индустрии. Что до сферы услуг, то там показатель равен 61%. Промышленное болгарское производство – это производство товаров из легкой промышленности — текстиля, трикотажа, обуви, продуктов питания и мебели, стекла и фарфора, а еще полиграфической продукции. Та же ситуация в плане показателей и у тяжелой промышленности — производства электроэнергии и строительных материалов, деревообработки, металлургии, машиностроения и химической промышленности.

Экономика Болгарии Экономика Болгарии

Роль иностранного бизнеса для Болгарии

Все большее количество российских, а также европейских предпринимателей предпочитают вести свой бизнес именно в Болгарии. Чем же притягивает экономика Болгарии иностранных бизнесменов и инвесторов? Дело в том, что любой иностранец, зарегистрировавший представительство собственной компании в Болгарии, имеет возможность получить вид на жительство в этом государстве. Когда этот бизнес в Болгарии проработает более 5 лет, то можно будет переехать сюда на ПМЖ. Любопытно, что всегда можно остаться гражданином своей родной страны. То есть, двойное гражданство болгарским законодательством не возбраняется.

Роль иностранного бизнеса для Болгарии Роль иностранного бизнеса для Болгарии

Что до бизнеса в Болгарии, то он имеет преимущество в сравнении с ведением собственного дела в соседнем государстве вследствие упрощенной системы налогообложения. Здесь, начиная с 2007 года, был введен единый подоходный налог, равный 10%. Он к слову, на порядок меньше, нежели в остальных государствах Европы. Да что там, он даже ниже, чем 13%-ный налог в России. В подавляющем большинстве случаев иностранцы предпочитают открывать собственный бизнес в Болгарии в области строительства, не реже открываются автосервисы с автозаправками, интернет-магазины и производство разного, компьютерного софта. Часто появляются юридические или консалтинговые организации, а также компании, обслуживающие туристов и местное население. Некоторые из числа предприниматели в самом начале ведения собственного бизнеса в Болгарии, выбирают уже готовые, успешные и хорошо себя зарекомендовавшие схемы ведения дела. Иначе говоря, они покупают франчайзинг. Само собой, что такой бизнес, как и экспорт в Российскую Федерацию промышленных, болгарских товаров или продуктов, традиционно привлекателен для многих мелких и крупных отечественных фирм.

Иностранный бизнес для Болгарии Иностранный бизнес для Болгарии

Средний и малый бизнес в Болгарии

Многие из числа предпринимателей, родом из России, ведут в Болгарии малый бизнес. Они начинают с небольшой гостиницы где-нибудь на черноморском берегу или в горах. В результате мирового кризиса приобретение и отеля у Черного моря сегодня стало возможным по сравнительно низкой стоимости. Экономика Болгарии, в частности, ее туристическая отрасль, сегодня в таком состоянии, что куда выгоднее покупать гостиницу с большим количеством комнат. Такое заведение быстрее себя окупит. Совсем крошечные отели могут вообще не приносить прибыли, либо быть ничтожно прибыльными. Не менее популярным стало строительство легких, летних домиков, предназначенных сдачи в аренду туристам, приезжающим на отдых. Часто сами хозяева гостиничного бизнеса для увеличения годового оборота фирмы открывают при заведении ресторан. Чаще всего в нем можно встретить европейскую и болгарскую кухни. Довольно часто частный, малый бизнес открывают в Болгарии парикмахеры и прочие представители сферы обслуживания. Конечно, речь о выходцах из России. 

Средний и малый бизнес в Болгарии Средний и малый бизнес в Болгарии

Религиозные взгляды в Болгарии

Христианская религия в Болгарии

В соответствии с одной статьей болгарской конституции, всем ее жителям гарантируется свобода вероисповедания. При этом, все население Болгарии почти на 80% состоит из православных христиан. Причем, регулярно посещают церковь приблизительно три четверти верующих. А еще в Болгарии христианская религия представлена немногочисленными группами протестантов, католиков и даже приверженцев армянской церкви. Христианство в качестве религии в Болгарии начало свою историю и свое распространение по стране примерно в І столетии нашей эры. По преданию, самую первую епископскую кафедру в месте, где сегодня находится Варна, основал еще ученик самого апостола Павла – некто по имени Амплий. Крещение местных людей произошло уже в 865 году. И случилось это при князе Борисе. В следующем веке православная религия на территории Болгарии получила статус автокефальной. То есть, что православная церковь в Болгарии является независимой. Н, сразу после этого православие несколько раз теряло свою автокефалию. Начиная с 1953 года, и по сей день, она признана, а также упоминается в диптихе, то есть, в списке имен, зачитываемых в процессе литургии, которая проводится в христианских храмах. Католическая, болгарская церковь принадлежит к греко-католическим. Она по численности занимает третье место после православия с исламом. При правлении коммунистов в стране католическая ветвь христианской религии являлась преследуемой государством. Позже, после его падения и краха советского режима она начала свободно функционировать.

Религиозные взгляды Болгарии Религиозные взгляды Болгарии

Мусульманское вероисповедание в Болгарии

Второе по численности приверженцев вероисповедание болгарского населения – это ислам. Приблизительно 10% верующих, а это практически 1 миллион человек, считают себя мусульманами. Эта религия на территории Болгарии появилась примерно в ХIV столетии, во время правления здесь великой Османской империи. В то время подавляющее большинство горожан исповедовало мусульманство. Когда в конце ХIХ века страна была освобождена, вместе с обретением ней суверенитета, множество мусульман переехало в соседнюю с ней Турцию и прочие мусульманские государства. Сегодня все последователи ислама компактно проживают в юго-восточной части Болгарии. В ее столице – городе Софии расположилась одна из старейших мечетей в Европе. Больше всего мусульман в Болгарии среди этнических турков. По подсчетам их более 713 тысяч. Примерно 130 тысяч этнических болгар исповедует ислам. Третьей по численности группой болгарских мусульман стали цыгане. Мусульманская вера в Болгарии также исповедуется арабами, албанцами и боснийцами. Кроме христиан с мусульманами, в Болгарии также проживает небольшое число приверженцев иудаизма и некоторых других концессий.

Мусульманское вероисповедание в Болгарии Мусульманское вероисповедание в Болгарии

Древняя культура Болгарии

Исторически так сложилось, что культура Болгарии развилась под влиянием культур различных народов. Считается, что древняя, болгарская культура зародилась вместе с приходом на данную территорию с фракийцев. Когда на Балканах поселились фракийцы, они постепенно переняли греческую, а также римскую культуры. Вместе с тем, они привносили и свою лепту в формирование культуры Греции и Рима. Когда в Болгарии в средние века появились протоболгары и славяне, а также ассимилировавшиеся фракийцев, местная культура продолжила свое формирование под сильным влиянием своей соседки – могущественной Византийской империи. Такое событие, как крещение Болгарии князем Борисом, случившееся в ІХ столетии, сыграло огромную роль в развитии местной культуры. Не менее важно и создание кириллического алфавита. Авторами его, как известно, являются Кирилл и Мефодий. Это считается важнейшим достижением всего данного периода. Причем, не только для россиян и прочих славянских народностей, но также и для болгар. Уже с конца XIV столетия, во времена господства не территории Болгарии Османской империи, ее культура в себя вобрала элементы быта и уклада жизни от завоевателей. Впрочем, повсеместно насадить исламскую культуру с верой туркам все же не удалось. Более того, ставшие мусульманами, болгары-помаки все равно сохранили свой родной язык и многие традиции. Возрождение Болгарии после русско-турецкой войны, а также обретение ею автономии стало фактором поднятия национального самосознания и культуры Болгарии. Таким образом, произошел новый виток в истории этой страны.

Древняя культура Болгарии Древняя культура Болгарии

Современная культура Болгарии

Национальная, болгарская культура во все времена отличалась крепкими традициями. Они сохранялись не только в период турецкой оккупации, но также во время насаждения коммунистами метода так называемого «социалистического реализма» во всех сферах искусства. Литература этого народа достигла наивысшего расцвета во времена Возрождения, то есть, в ХVІІІ столетии. «Патриархом болгарской литературы» зовут Ивана Вазова. Наиболее значимыми литературными деятелями Болгарии в прошлом столетии стали, такие как Антон Дончев и Димитр Димов, а также Димитр Талев. Немало современных писателей и поэтов широко известны европейским читателям. Болгарская культура довольно широко представлена в мировом объеме национальными художниками. В течение года не только местных жителей, но и гостей государства, проявляющих интерес к культуре Болгарии, радует великое множество праздников и фестивалей. Они имеют разную направленность: фольклорную, джазовую, классическую и касаются популярной музыки. В столице юмора — Габрово каждый год проходят разные юмористические конкурсы и другие, веселые праздники.

Современная культура Болгарии Современная культура Болгарии

Кухня Болгарии: еда и напитки

В больших, курортных городах, как и в маленьких, болгарских поселках, есть великое множество так называемых «механ». Это такие маленькие ресторанчики, где подают традиционные болгарские блюда. Кухня Болгарии вкусна и разнообразна. А такие заведения предлагают очень вкусную еду при достаточно привлекательных, можно даже сказать, демократичных ценах. При этом, если говорить о размере порций, то подается много еды, так что не надо спешить, заказывая сразу много блюд. Скорее всего, вы сможете насытиться быстрее, чем вам принесут остальное заказанное. Традиционная для Болгарии кухня характерна обилием блюд из мяса, рыбы, а также разнообразных овощей. Так что пища приходится по вкусу практически всем туристам, но, стоит помнить, что она, как любая южная кухня, очень остро приправляется. Без перца с луком или чесноком тут не обходится практически ни одно блюдо, кроме разве что десертов. Впрочем, для гостей, которые желают полакомиться менее острой едой, болгарская кухня предлагает борщ и знакомый с детства всем жителям постсоветского пространства салат «оливье», а также самую обыкновенную, но от этого ничуть не менее вкусную жареную картошку. В изобилии тут и европейские блюда. Кухня Болгарии традиционно не возможна без превосходного, качественного белого и красного вин. Это продукты местного производства. Когда дело близится к вечеру, болгары предлагают гостям попробовать сливовую водку — ракию.

Национальная кухня Болгарии Национальная кухня Болгарии

Черноморская национальная, болгарская кухня

На черноморском побережье национальные блюда Болгарии часто сопряжены с использованием даров моря. Жареная, либо тушеная рыба, свежепословленные, жаренные мидии – это традиционные угощения, которыми с удовольствием лакомятся все, отдыхающие у моря, туристы. Летом роль первого блюда часто исполняет холодный суп под названием «таратор». Хотя, в отличие от российской окрошки, сделанной на квасе, для национальной кухни Болгарии характерно использование в «окрошку» своего собственного аналога простокваши — кисело мляко. Также добавляется зелень, огурцы, чеснок и грецкие орехи. Этот суп не только отлично питает, но еще и превосходно освежает. Его особенно приятно есть в жаркий, знойный, летний день. Самым известным салатом кухни Болгарии считается «шопский». Он похож на греческий — состоит из огурцов и помидоров, лука и брынзы, а также из болгарского перца. Все это заправляется оливковым маслом. Национальная, болгарская кухня очаровывает всех туристов мясными блюдами, запеченными в горшочках, а еще фаршированным самыми разнообразными начинками перцем и особыми пирогами из слоеного теста. В роли начинки выступает брынза, яйца или овощи, вкуснейшими летними болгарскими десертами считаются , несомненно, легкие, фруктовые салаты, свежевыжатые соки с мороженым. Передвижные лоточки предлагают шоколадное, ореховое или фруктовое мороженое — можно подобрать на любой вкус.

Морепродукты в Болгарии Морепродукты в Болгарии

Болгарский национальный костюм

Постепенно ежедневная, национальная одежда болгар сменилась на ту, что более напоминает европейскую. Хотя на праздники местные люди по-прежнему не забывают о своих корнях, наряжаясь в традиционный костюм, который может незначительным образом отличаться. Эти отличия зависят от того района страны, где они проживают. Дети активно участвуют в культуре своего государства.

Болгарский национальный костюм Болгарский национальный костюм

Женщины, как правило, а одеваются в темный сарафан, сделанный из шерсти. Он имеет глубокий вырез. Под низ надевается белая, длинная рубашка с разноцветным поясом. Весь одежный тандем дополняет фартук сочного цвета. Обувь изготавливается из сыромятной кожи, а под нее одеваются специальные, шерстяные чулки, украшенные узором. В роли головного убора идет однотонный платок, как правило, сделанный из шелка. Его завязывают на темени, а слева женщины затыкают живой цветок. В других регионах дамы вместо сарафана одеваются в распашную одежду, причем, обязательно с короткими рукавами. Мужчины по традиции носят белые, либо желто-коричневые костюмы, они отличаются не только особенностями покроя брюк, но также великим множеством других, более мелких деталей. Полной мерой насладиться всем великолепием, а также разнообразием национального костюма болгарского народа возможно, побывав на международных, либо на общеболгарских мероприятиях.

Женский национальный костюм Женский национальный костюм

Семейные, болгарские традиции

Во взаимоотношениях между родственниками и соседями, да что там, даже с малознакомыми людьми болгары преимущественно приветливы, проявляют искреннее дружелюбие. В этом государстве очень крепкие традиции, связанные с гостеприимством и взаимопомощью. Особенно, родственникам и соседям.

Семейные традиции Семейные традиции

Особенные, традиционные празднества в Болгарии тесно связаны с появлением на свет ребенка. Близкие вместе с родственниками приносят младенцу разные подарки и обрядовые хлебы, получивших название «малые питы». Попозже, когда ребенок немного окрепнет, подрастет, его мать приглашает всех гостей на «большую пииту». Щедро намазанный медом хлеб является символом любви, нежности и сладкой, приятной жизни для новорожденного.

Традиции, связанные с рождением ребенка Традиции, связанные с рождением ребенка

Множество национальных обрядов с традициями у болгар связано с церемонией сочетания браком. Приготовления на свадьбу начинаются заблаговременно. Для этого выполняются такие ритуалы, как прощание с холостой и с девической жизнью. Также шьются так называемые свадебные флаги, а еще замешивается тесто, из которого потом испекут традиционные свадебные караваи. В соответствии с традицией, гости должны будут украсть у невесты во дворе петуха, ведь именно он является основным символом плодородия. Его нужно будет нести впереди всей процессии, которая направляется к зданию, где будет происходить регистрация брака. В доме у жениха встречают молодых хлебом-солью, а также с медом и с вином. Это делается затем, чтобы их жизнь была дружной, богатой. В дом жениха невеста входит, ступая на белое полотно, символизирующее ее чистоту. В это время свекровь прикалывает к одежде молодоженов зелень – это символ здоровья, а еще долгих лет жизни.

Свадебные традиции Болгарии Свадебные традиции Болгарии

Традиции, связанные с древними верованиями, сохранились в этом государстве и для почитания усопших. Для многих городов характерно даже коллективное поминовение, на котором исполняются специальные, похоронные обряды.

Поминание усопших Поминание усопших

Особые традиции болгар — семейные ценности

Особенное место среди всех национальных, болгарских традиций отведено семейным праздникам и вообще всем ценностям семейного очага. Уважение к старшим членам семьи, а также вежливое отношение к немощным и пожилым людям – это основа, можно сказать, фундамент национального уклада жизни. Туристам не стоит об этом забывать, общаясь с болгарским народом.

Приветствовать друг дружку в этом государстве принято обращением, соответствующим времени суток, а также традиционным для болгар рукопожатием. Обращение к кому-либо начинается со слов «господин» или «госпожа», соответственно. А дальше нужно назвать фамилию того человека, с которым вы говорите.

Семейные праздники в Болгарии Семейные праздники в Болгарии

Обычаи болгар — в гости без подарка нельзя!

Если вы приглашены на обед, то нужно обязательно позаботиться про гостинец для хозяина дома. По сути, тут строгих правил нет, это может быть, что угодно. Самое главное, чтобы подарок подбирался, как говорится, с душой. Болгары имеют репутацию очень гостеприимных людей. Усадив за стол гостя, ему первому предлагают приступить к трапезе. Но, тут лучше будет вежливо отказаться от этой чести, предоставив такое право наиболее старшему человеку из присутствующих за столом. Не нужно быть чересчур раскованным и набрасываться на всякие вкусности, пока вы не получили соответствующее приглашение от хозяина дома. Залогом приятно времяпровождения является непринужденная беседа в кругу гостей. Во время разговора, сидя за столом, не нужно забывать про общепринятые правила этикета.

В гости с подарком В гости с подарком

В древнерусской литературе

Святые Борис и Глеб — традиционные персонажи литературных произведений агиографического жанра, среди которых  особое место занимает «Сказание о Борисе и Глебе», написанное в середине XI в. в последние годы княжения Ярослава Мудрого. Позднее «Сказание» дополнилось описанием чудес святых («Сказание о чудесах»), написанных в 1089—1115 годы последовательно тремя авторами. Всего «Сказание о Борисе и Глебе» сохранилось более чем в 170-и списках, а возможным автором на основании изысканий митрополита Макария и М. П. Погодина считают Иакова Черноризца.

Существует также «Чтение о Борисе и Глебе», написанное преподобным Нестором Летописцем. По мнению ряда исследователей, «Чтение» было написано раньше «Сказания», созданного, по их версии, после 1115 г. на основе «Чтения» и летописного материала.

В отношении рассказов об убийстве Бориса и Глеба в древнерусских летописях существует мнение, что все они до статьи 6580 (1072 г.) являются более поздними вставками, сделанными не ранее перенесения мощей братьев, описанного в этой статье. Это связано как с началом зарождения культа святых братьев, так и с осмыслением в середине — третьей четверти XI века истории их смерти в контексте библейской заповеди «не убий» после отмены на Руси кровной мести.

«Святые Борис и Глеб на корабле»pinterest button Иван Билибин «Святые Борис и Глеб на корабле»

С. М. Михеев полагает, что источником всех сочинений является варяжская легенда об убийстве Бориса, дополненная затем русским рассказом о гибели Глеба и о борьбе Ярослава со Святополком. На их основе была создана летописная повесть о Борисе и Глебе, а затем «Чтение» и «Сказание». По мнению А. А. Шахматова «Чтение» и «Сказание» являются результатом творческой переработки общего протографа, которым, по его мнению, является «Древнейший киевский летописный свод» второй четверти XI в.

Канонизация

Борис и Глеб считаются первыми русскими святыми, однако точная дата их канонизации вызывает споры:

  • по мнению А. А. Шахматова это связано с перенесения около 1020 года тела Глеба с берега реки Смядыни в Вышгород и его погребением у церкви Святого Василия;
  • В. П. Васильев в своём сочинении «История канонизации русских святых» (1893 год) также связывает начало почитания с вышеуказанным фактом, но расширяет временные рамки канонизации до 1039 года, связывая её с киевским митрополитом Иоанном I;
  • митрополит Макарий (Булгаков) считает, что почитание Бориса и Глеба началось после постройки в 1021 году в Вышгороде первой деревянной церкви во имя этих святых (освящена 24 (30) июля). Этому предшествовало открытие мощей братьев после пожара, уничтожившего церковь Святого Василия, у которой они были погребены.

Наиболее достоверной, по мнению исследователей (Е. Е. Голубинского, М. К. Каргера, Н. Н. Ильина, М. Х. Алешковского, А. С. Хорошева, А. Поппэ), является канонизация Бориса и Глеба, произошедшая при перенесении (либо непосредственно после) их мощей в новую каменную церковь. Эта торжественная церемония была совершена 20 мая 1072 года при участии детей Ярослава Мудрого князей Изяслава, Святослава и Всеволода, киевского митрополита Георгия, ряда других архиерев и киевского монашества. При этом братьям сразу было установлено не местное, а общецерковное почитание, сделавшее их патронами Русской земли.

Борис и Глеб на конях (икона XIV века, ГТГ)pinterest button Борис и Глеб на конях (икона XIV века, ГТГ)

Существует версия и более поздней канонизации Бориса и Глеба — 2 мая 1115 г., когда состоялось перенесение их мощей в храм, построенный князем Изяславом Ярославичем. Эта датировка не находит поддержки у исследователей, которые указывают на присутствие имён Бориса и Глеба как святых в документах последней четверти XI в., особенности их гимнографии и факт перенесения частицы их мощей в Чехию в 1094—95 гг…

Братья были канонизированы как страстотерпцы, что подчёркивает принятие ими мученической смерти не от рук гонителей христианства, а от единоверцев и их мученический подвиг состоит в беззлобии и непротивлении врагам. Однако в отношении причины канонизации Е. Голубинский отмечает, что братья были канонизированы не за мученическую смерть, а по причине чудотворений, приписываемых их мощам (особо он подчёркивает, что князь Святослав, также сын великого князя Владимира, убитый Святополком, не был канонизирован так как был убит и погребён в Карпатских горах и сведения о чудесах от его гроба неизвестны).