День памяти жертв сталинизма и нацизма в Литве — 23 августа. История и особенности праздника

«Россия и Европа» — одна из важных проблем, находящихся в центре внимания российской политической мысли и ставшая особенно актуальной сейчас, когда отношения между Россией и Европейским Союзом переживают кризис, а образ России в ЕС стал самым негативным за последние 25 лет.

Россия является европейской страной в силу своего географического положения, роли христианства в культуре и этнической близости к славянским народам Центральной Европы. Однако, как показал Э. Саид, географические представления являются социальным конструктом: человек упорядочивает, перерабатывает и создает свое изображение окружающего пространства, которое зависит от его взгляда на мир, а воображение географических границ и принадлежности к стран к определенным регионам является фактором политики, который необходимо учитывать (примерами могут послужить изобретение «Востока» [Саид, 2006] и «Восточной Европы» [Вульф, 2003]). Как при помощи подобной «воображаемой географии» в современной политике европейской идентичности решается вопрос о принадлежности России Европе?

Образ России в Европе неоднороден: два течения современной политической жизни ЕС – «еврооптимисты» и «евроскептики» — формируют и два основных варианта этого образа. В данной статье мы проанализируем образ России в политике идентичности «еврооптимистов» — представителей европейских политических элит, выступающих за углубление и расширение европейской интеграции. Cначала мы уточним методологические основания исследования, далее рассмотрим дискурсивные практики исключения России из Европы в политике европейской идентичности, осуществляемой «еврооптимистами». Затем, мы предложим объяснение причин существующего образа России, выделив функции, которые он выполняет в политике европейской идентичности ЕС.

Героизация ОУН/ УПА

Кпрезиденту Украины В.Ющенко обратились депутаты Львовского облсовета с просьбой присвоить Бандере посмертно звание Героя Украины.

Ежегодно 24 мая в украинском Прикарпатье торжественно отмечается так называемый «День героев», посвященный чествованию ветеранов Украинской повстанческой армии (УПА) — военного крыла ОУН. Данный праздник был установлен в 1994 г. в память о «борцах, погибших за независимость Украины», среди которых, в частности, называются: основатель и проводник ОУН, полковник Евгений Коновалец и руководитель украинской национально-освободительной борьбы 1917-1921 годов Симон Петлюра.

Во Львове на улице Степана Бандеры открыт мемориал «Тюрьма на Лонцкого», устроенный на месте тюрьмы, где во времена Второй Мировой войны  расстреливали бандеровцев.

Ежегодно националистические партии Украины пытаются организовать шествие воинов УПА по главной улице Киева с победным маршем, отмечая годовщину образования УПА. Нынешний год не стал исключением — 14 октября 2009 г. на Крещатике запланирован марш националистов под лозунгом «Бандера наш герой». Организатор марша — объединение «Свобода» требует от президента признать деятельность ОУН и УПА как национально-освободительную борьбу, а также присвоить Степану Бандере звание Героя Украины и провозгласить 14 октября государственным праздником — Днем украинского войска. Между тем, В.Ющенко фактически подтвердил, что украинская власть признает деятельность данных организаций национально-освободительной борьбой, выпустив 14 октября 2009 г. специальное обращение к ветеранам Украинской повстанческой армии. В своем обращении Ющенко поздравил бывших бандеровцев с 67-летней годовщиной со дня основания УПА. «Армия народного сопротивления явилась справедливым ответом на репрессии сталинского и нацистского режимов, олицетворением стремления украинского народа к свободе и независимости», — подчеркивается в приветствии Ющенко. При этом он заявил о начавшемся «возрождении исторической правды и справедливости, очищении от фальсификаций прошлого». По его мнению, воины УПА — это «доблестные защитники Украины и настоящие национальные герои, на примере которых воспитываются новые поколения украинских патриотов».

Практически каждый год на День Победы президент Украины В.Ющенко отмечает заслуги воинов УПА, оскорбляя ветеранов Великой Отечественной. К примеру, в этом году на торжественных мероприятиях в Киеве, посвященных Дню Победы, Ющенко после общих слов благодарности дедам, отдавшим жизнь в борьбе против фашизма, не смог не вспомнить о том, что «уникальным проявлением несокрушимости национального духа стало героическое сопротивление фашистским захватчикам мужественных борцов за независимость Украины, воинов Украинской повстанческой армии».

Увековечивание памяти Мазепы

В 2009 году Украина на государственном уровне отметила 370-летие со дня рождения гетмана Ивана Мазепы, переметнувшегося во время Северной войны на сторону противника, после разгрома шведов под Полтавой в 1708 году бежавшего в Османскую империю и преданного за предательство и отступничество анафеме со стороны РПЦ. Празднование состоялось 20 марта, в нем принял участие В.Ющенко, а также представители центральных органов госвласти Украины и киевской администрации.

Позднее СМИ, со ссылкой на пресс-службу украинского президента, сообщили, что В.Ющенко направил письмо на адрес мэра Полтавы, в котором потребовал от него лично и от депутатов горсовета принять все меры для скорейшего решения вопроса об установки в городе памятника гетману Мазепе. Вопрос о необходимости сооружения такого памятника был поднят еще в октябре 2007 года, когда президент Украины подписал указ о праздновании 300-летия перехода Мазепы на сторону Швеции. Первоначально памятник планировали открыть к юбилею Полтавской битвы, произошедшей 27 июня 1709 года, потом было предложено приурочить открытие ко Дню независимости Украины 24 августа. Теперь сообщается, что памятник могут открыть до конца 2009 года. Сам монумент якобы уже готов, однако есть разногласия о месте его установки.

Обвинения в геноциде: голодомор, устроенный Кремлем

Представления националистических сил о причинах и следствиях трагедии 30-х годов, когда на Украине погибли от голода миллионы человек, стали практически «официальной доктриной» власти. Основными пунктами этой «доктрины» являются следующие:

  1. Голод был организован «имперской Москвой», для того чтобы уничтожить побольше украинцев.
  2. На место погибших заселились переселенцы из России — что и служит причиной не слишком успешного продвижения «национальной идеи» — ведь Юго-восток населен этническими русскими.
  3. Для дальнейшего строительства независимого украинского государства необходимо узаконить вышеперечисленные пункты — предусмотрев ответственность для тех, кто осмеливается думать иначе. В качестве образца приводится немецкий закон, согласно которому отрицание факта «Холокоста» грозит лишением свободы на несколько лет.

В 2006 году Верховная Рада Украины официально признала Голодомор 1932-33 годов геноцидом украинского народа.

ПОЛЬША

Официальные обвинения в агрессии и геноциде

23 сентября 2009 года сейм Польши принял на заседании парламента специальную резолюцию «в связи с агрессией Советского Союза против Польши 17 сентября 1939 года». В этом документе впервые использовано слово «геноцид» в отношении действий СССР против Польши.

Эта резолюция осуждает «вторжение» Красной Армии 17 сентября 1939 года в Западную Украину и Западную Белоруссию, которые между мировыми войнами входили в состав польского государства. «17 сентября 1939 года войска СССР без объявления войны совершили агрессию против Речи Посполитой, нарушая ее суверенитет и попирая нормы международного права. Основание для вторжения Красной Армии дал пакт Молотова — Риббентропа, заключенный 23 августа 1939 года в Москве между СССР и гитлеровской Германией. Таким образом, был произведен четвертый раздел Польши. Польша пала жертвой двух тоталитарных режимов — нацизма и коммунизма», — говорится в принятом документе.

В тексте резолюции отмечается, что «польскую судьбу разделили многие другие народы Центральной и Восточной Европы. Суверенитет потеряли Литва, Латвия и Эстония, нависла угроза над территориальной целостностью и суверенитетом Финляндии и Румынии. Архипелаг ГУЛАГ поглотил сотни тысяч человеческих жизней всех народов этого региона, в том числе многих граждан СССР. Организация системы, длительность и масштаб явления придали этим преступлениям, в том числе катынскому преступлению, признаки геноцида». Сейм Польши «стоит на позиции, что польско-российское примирение требует уважения исторической правды», — говорится в заключительной части документа. В течение пяти последних лет парламент Польши в резолюциях, касающихся 17 сентября 1939 года, ни разу не использовал слово «геноцид». В этом документе оно впервые использовано в отношении действий СССР против Польши.

Запрет советской символики

29 сентября 2009 г. польские власти решили продолжить объявленную ими кампанию по приравниванию коммунизма к нацизму и запретить советскую символику наряду с фашистской. Согласно принятым поправкам к Уголовному Кодексу, отныне торговля предметами с серпом и молотом или портретом В.И. Ленина будет караться двумя годами тюрьмы. В случае если решение Сейма одобрит сенат и президент Польши Лех Качиньский, свободно использовать советские символы в Польше можно будет лишь в научных трудах, художественной литературе, фильмах и предметах искусства.

ЛИТВА

Запрет советской символики

Литовский закон, запрещающий использование советской и нацистской символики, вступил в силу в июле 2008 г.. В законе, принятом парламентом в конце июня, говорится, что во время митингов, шествий, демонстраций и других массовых мероприятий запрещается демонстрировать гербы и флаги нацистской Германии и СССР, знаки и униформы с их изображением, их символику (свастику, красные звезды, серп с молотом), портреты деятелей, чьи имена связаны с репрессиями, распевать гимны этих стран. За демонстрацию нацистской и советской символики во время митинга нарушителю грозит штраф от 500 до тысячи литов (1 евро/около 3,4 лита) с конфискацией предмета символики (флага, знака, плаката, униформы и так далее). Такая же участь ожидает и любителей спеть нацистские или советские гимны.

Официальные обвинения в агрессии и геноциде

29 сентября 2009 г. Сейм (парламент) Литвы принял поправки в уголовный кодекс, согласно которым за публичное отрицание советской и нацистской агрессии в отношении этой республики предусмотрено наказание в виде штрафа или даже двух лет тюремного заключения.

Инициатором законодательных нововведений выступила представительница консервативной фракции в Сейме Вилия Алекнайте-Абрамикене (в прошлом — корреспондент «Радио Свобода»). Она известна тем, что летом 2008 года провела через Сейм санкции за использование и распространение советской символики — аналогичные тем, что действуют в Польше. Алекнайте-Абрамикене также была соавтором скандальной резолюции Парламентской ассамблеи ОБСЕ, в которой преступления нацизма и коммунизма ставились на один уровень.

Принятые поправки в уголовный кодекс предполагают привлечение к ответственности всех, кто публично высказал «одобрение агрессии СССР или нацистской Германии против Литвы, отрицал или умалял ее». Кроме того, предусматривается ввести наказание за клевету на участников литовского сопротивления, которые в 1944-1953 годах организованно боролись с «советской оккупацией». Согласно документу, наказанию подлежат и те, кто публикует соответствующие книги, пишет статьи или организует конференции, поскольку подобные занятия автоматически приравниваются к тому, что данное лицо одобряет советскую оккупацию.

ЛАТВИЯ

Запрет советской символики

В Латвии после обретения независимости в 1991 году был введен законодательный запрет на использование гербов, гимнов и флагов СССР и Латвийской ССР. В 2003 году закон о собраниях, пикетах и шествиях был дополнен поправкой, запрещающей также демонстрировать стилизованные под эти символы изображения и предметы. За нарушение полагается штраф в $100-500.

Обвинения в агрессии и геноциде

Партия Гражданский союз, входящая в состав правящей коалиции Латвии, подготовила поправки к Уголовному закону, которые предусматривают уголовную ответственность за отрицание агрессии в отношении Латвии со стороны СССР или нацистской Германии, сообщает РИА «Новости». Как сообщает пресс-служба партии, поправками предусматривается штраф или лишение свободы сроком до двух лет. Чтобы нововведения вступили в силу, их должен поддержать сначала Сейм, а затем президент.

В свою очередь Президент Литвы Валдас Адамкус заявил, что Россия должна признать факт советской оккупации Литвы и возместить этой стране весь причинённый вред.

Антироссийская кинопропаганда

Латвийский режиссёр Эдвинс Шнёре (Edvīns Šņore) на средства блока партий «Союз за Европу наций», представленного в Европарламенте, снял пропагандистский антироссийский фильм «Советская история» (латышск. Padomju stāsts, англ. The Soviet Story. В основе сюжета рассказ о Голодоморе, о Катынском расстреле, сотрудничество СС и НКВД СССР, массовые депортации в Советском Союзе и медицинские эксперименты, которые, по мнению авторов фильма, проводились над заключёнными ГУЛАГа.

Фильм был показан телеканалами: LTV1 (Латвия) 17 июня 2008, RTR SLO (Словения) 13 апреля 2009, Рустави 2 (Грузия) 10 июля 2008, УТ-1 (Украина) 23 ноября 2008, LTV (Литва) 5 ноября 2008, ETV (Эстония) 1 сентября 2009. Фильм также демонстрировался в кинотеатрах Латвии и США, в школах и университетах Латвии, Словакии, Чехии, Польши, США и других стран.

ЭСТОНИЯ

Запрет советской символики

В начале 2007 года парламент Эстонии одобрил поправки в Уголовный кодекс, касающиеся запрета использования в общественных местах советской и нацистской символики. Согласно законопроекту, в стране запрещается демонстрировать и продавать флаги, гербы и другие атрибуты, связанные с существованием СССР, союзных республик СССР и Коммунистической партии Советского Союза. А также символику Национал-социалистической партии Германии, войск СС или их явно узнаваемых фрагментов.

По мнению эстонских властей, присутствие любой советской символики на территории Эстонии должно быть приравнено к фашистской, поскольку подобные вещи напоминают о факте «оккупации» страны. По новому закону людям, демонстрирующим советскую символику, угрожает арест или штраф в размере до 1,5 тысячи долларов США. В случае тяжелых последствий от акций, во время которых использовались советские или нацистские символы, виновных могут приговорить к тюремному заключению сроком до трех лет.

Сборы ветеранов СС в Эстонии

Ежегодно в конце июля в Эстонии проходит встреча ветеранов 20-й гренадерской дивизии войск СС (Waffen SS) и членов организации «Союз борцов за освобождение Эстонии» по случаю годовщины боёв под Синимяэ. Как правило, своё приветствие участникам встречи отправляет министр обороны Эстонии.

26 июля 2009 г. в Эстонии состоялся очередной слет ветеранов дивизии Ваффен СС. Инициатором этого скандального мероприятия, как и прежде, выступил «Союз борцов за свободу Эстонии». Эта организация объединяет три тысячи человек, средний возраст которых около 80 лет. Проведение слета вызвало протесты антифашистских организаций. Но при этом эстонская полиция задержала участников пикета, направленного против слета ветеранов-эсэсовцев.

Пропагандирование СС

В стране открыто продаются книги, брошюры, учебники, восхваляющие эстонских эсэсовцев. Таллин был одним из инициаторов объявления 23 августа днем памяти жертв коммунизма и нацизма.

Недавно в Эстонии поступил в продажу настенный календарь на 2010 год с плакатами эстонских дивизий СС «Вступай в СС – защити родину от восточных варваров!», сообщает информационное агентство BaltInfo.

Календари поступили во все книжные магазины страны. В комплекте также предлагается подарочный альбом «Эстонская дивизия СС в фотографиях и буквах», изданный два года назад председателем националистической партии Союз Отечества и Res Publica, историком Мартом Лааром.

Несмотря на то, что в Эстонии использование и распространение фашистской символики запрещено законом, календари пользуются успехом и активно раскупаются, невзирая на их дороговизну (цена комплекта составляет около 50 евро). Подобные календари были также выпущены и в 2008 году.

РЕЗОЛЮЦИЯ ОБСЕ

2 июля 2009 г. комитет Парламентской ассамблеи ОБСЕ по демократии принял резолюцию «Воссоединение разделенной Европы», в которой осуждаются тоталитарные режимы, а сталинизм приравнивается к нацизму. По мнению экспертов, это позволит странам бывшего СССР потребовать у России компенсации ущерба от «оккупации», однако деньги эти они вряд ли получат.

Это позволит странам бывшего СССР вновь потребовать от России возмещения ущерба за оккупацию. В документе от России как участника ОБСЕ требуют отказа от демонстраций во славу советского прошлого и избавления от структур, «приукрашивающих историю».

Авторы резолюции отмечают, что в XX веке европейские страны пострадали от двух мощных тоталитарных режимов, которые несли с собой геноцид и преступления против человечества,— нацистского и сталинского. Для безоговорочного осуждения тоталитаризма ОБСЕ предлагает учредить общеевропейский день памяти жертв сталинизма и нацизма, приурочив его к подписанию пакта Риббентропа—Молотова 23 августа 1939 года (этим документом Германия и СССР разделили между собой Европу). Развитие этой темы чревато конкретными последствиями для России: в странах Балтии и на Украине ставится вопрос о том, чтобы Россия как правопреемница СССР компенсировала ущерб от оккупации.

Другим уколом в адрес России можно считать требование о недопустимости «восхваления тоталитарных режимов, включая публичные демонстрации в ознаменование сталинистского прошлого». Таким образом, ОБСЕ, по сути, усомнилась в праве России на проведение пышных военных парадов и коммунистических шествий. Документ был принят большинством голосов.

Политика европейской идентичности: методология исследования

Политика идентичности — понятие политической науки, использовавшееся в 1980-х гг., для характеристики борьбы меньшинств за свои права (об истории термина см. в [Цумарова, 2014, с. 19–21]). В российской политической науке сегодня утверждается понимание политики идентичности как целенаправленной и мотивированной деятельности политических акторов по формированию, поддержанию и корректировке коллективной идентичности как микро-, так и макрополитических сообществ. (см. подробней [Ачкасов, 2012]).

Политика идентичности может также рассматриваться как вид символической политики, понимаемой как «деятельность политических акторов, направленная на производство и продвижение/навязывание определенных способов интерпретации социальной реальности в качестве доминирующих» [Малинова, 2010]. Нам представляется важным учитывать и при анализе политики европейской идентичности такие отмеченные исследовательницей характеристики символической политики как: 1) конкуренция интерпретаций, 2) отсутствие систематичности, 3) использование идей, образов и символов.

Таким образом, политика европейской идентичности может быть определена нами как вид символической политики, состоящий в целенаправленной деятельности политических акторов стран ЕС по формированию политической идентичности.

Под европейской политической идентичностью мы предлагаем понимать состояние групповой солидарности граждан ЕС, включающее коллективный и индивидуальный уровни. На наш взгляд, она существует в сознании членов данного политического сообщества, в процессе политической коммуникации между ними, а также в объективированных формах – например, в политической символике.

В процессе конструктивистской критики эссенциалистского понимания коллективной идентичности были выделены такие ее характеристики, как референтность, гетерогенность и контекстуальность [Курнаева, Рябов, 2006]. Рассмотрим, как эти характеристики могут быть применены к анализу европейской политической идентичности.

Идентичность референтна, так как является отношением между «своими» и «чужими». Роль «чужих» в коллективной идентичности обусловливает ключевое значение символической границы в политике идентичности. Для эффективности дифференцирующих маркеров — «символических пограничников» — необходимо, чтобы они были узнаваемы, придавали границе видимость естественности и прочности, акцентировали различные черты двух сообществ и игнорировали сходные (См. подробнее о символических границах и символических пограничниках [Рябов, Константинова, 2011]).

Идентичность гетерогенна, так как является процессом конкуренции политических дискурсов за проведение границ между «своими» и «чужими», как подчеркнул еще Ф. Барт [см. также Рябов, Константинова, 2011; Barth, 1998, с. 35].

Контекстуальность идентичности заключается в том, что она представляет собой, скорее, процесс, чем состояние: образы «своих» и «чужих», а также символические границы между ними, производимые политической идентичностью, зависят от временного и социального контекста.

Выделим важнейшие, на наш взгляд, направления политики европейской идентичности, проводимой «еврооптимистами». Во-первых, это создание узнаваемого и привлекательного образа «своих». Во-вторых, это обеспечение внутреннего единства за счет ослабления национальных идентичностей. В-третьих, это конструирование образов «чужих», позволяющих поддерживать легитимную символическую границу между «своими» и «чужими», равно как и нормы отношения к «чужим».