Празднование в честь обретения мощей преподобного Максима Грека — 4 июля. История и особенности праздника в проекте Календарь Праздников 2019

 

Издан православный альманах

«Свет Одигитрии»

         Накануне Дня славянской письменности и культуры в Смоленске вышел в свет православный литературно-художественный и публицистический альманах «Свет Одигитрии», на страницах которого представлены 38 авторов. Это участники Смоленского областного объединения православных писателей (Одигитриевского), духовным руководителем которого является старший священник Свято-Успенского каферального собора протоиерей Михаил Горовой, а также докладчики, выступавшие на III Форуме «Истоки святости Руси», и школьники. Посвящено объёмное иллюстрированное издание 880-летию Смоленской епархии.

Альманах открывает вступительное слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора. Его Высокопреосвященство поздравляет читателей с выходом альманаха и отмечает, что это плод многолетнего труда поэтов и писателей Смоленщины, как профессиональных, так и начинающихся, сплотившихся, чтобы воспевать веру, любовь, надежду, добро, град, страну, Отечество.

«Во все времена, – пишет архипастырь, – русская культура была ярким отражением веры православной. Даже в годы гонений на Церковь Христову не прекращалось свидетельство правды о Боге и человеке, отразившееся в лучших произведениях художественного слова, живописи и музыки. И такой труд называется подвигом исповедничества. Да и не могло быть иначе, ибо слово «культура» в древности употреблялось в значении «возделывание души». Представленный сборник трудов православных писателей и поэтов можно считать смиренным приношением в дар любимой нами священной Смоленской земле и её героям…».

В первый раздел альманаха, посвященный Смоленской иконе Божией Матери «Одигитрия», включены проповедь протоиерея Михаила Горового и стихи разных авторов, в числе которых Олег Дорогань, Вера Суханова, Николай Кеженов, Сергей Баженов, Любовь Стеклова, Светлана Конфедератова, Наталья Годяева, Нина Колобаева, Елена Лышковская, Ирина Бандеко. Названия последующих поэтических разделов говорят сами за себя: «Христос рождается», «Пасха красная», «С верой, надеждой, любовью», «Славим наших героев», «Творчество школьников». Здесь опубликованы стихи Татьяны Харитоновой, Александра Лобанова, Александра Лучина, Евгения Гордеева, Владимира Королева, Ирины Ермильцевой, Нины Лавреновой, Татьяны Бажиной, Милы Клявиной, Ангелины Меркуловой и многих других авторов.

В разделе «Православная проза и публицистика» напечатаны отрывки из трёх повестей Татьяны Харитоновой, статьи Валентины Станкевич, Николая Чепурных, Елены Петровой, Виктора Москалева, курсантов Военной академии ПВО.

Раздел «Православное литературоведение» представлен статьей протоиерея Михаила Горового об оде Гавриила Державина «Бог». Раздел «Православное языкознание» содержит статью Анны Субботиной «Формы выражения просьбы в языке молитв русским святым». Её научный руководитель – кандидат филологических наук Ольга Иванова.

В завершающем десятом разделе «Фотолетопись» можно увидеть 28 фотоснимков, выполненным Николаем Чепурных, начиная с 7 августа 2014 года, когда было создано Одигитриевское творческое объединение. Альманах отпечатан с отличным полиграфическим качеством в смоленском печатном салоне «Принт АП» (директор Александр Прунцев). Составитель и редактор – председатель Смоленского областного объединения православных писателей (Одигитриевского) Николай Кеженов.

В оформлении обложки использованы: один из списков иконы «Одигитрия» и картины известного художника Юрия Мелькова «Смоленский пейзаж» и «Смоленск в солнечный день». Тираж издания – 250 экземпляров.

Николай Кеженов.

Сылка для просмотра и скачивания альманаха

Праздник святой Троицы

«Приидите, людие, трисоставному Божеству поклонимся!»

Троица — это двунадесятый подвижный праздник, который попадает на воскресенье через семь недель после Пасхи и установлен в воспоминание сошествия Св. Духа на апостолов в виде огненных языков. Также называется Пятидесятницею от того, что сошествие Святого Духа совершилось в пятидесятый день по Воскресении Христовом и совпало с ветхозаветным праздником Пятидесятницы (в память Синайского законодательства). Праздник называется иначе Троицыным днем, потому что с сошествием Св. Духа на апостолов вполне открылась св. Троица и закончилось дело Ее о спасении людей. Празднование Св. Духу совершается на другой день после Св. Пятидесятницы, в понедельник, который поэтому называется «Духовым днем». Праздник Святой Троицы называют днем рождения Церкви

Новый Быт. Вознесенская Давидова пустынь

Основана в 1515 году прп. Давидом. Старец происходил из рода князей Вяземских, и в миру носил имя Даниила. Он прожил сорок лет в Боровском монастыре, прежде чем решился основать свою обитель. В пустынной местности, принадлежавшей князю Василию Семёновичу Стародубскому, на берегу реки Лопасни в древней Хутынской волости, Давид поселился с четырьмя иноками.

Тогда же были возведены первые деревянные здания — кельи, две церкви и трапезная. При царе Иване Грозном началось сооружение первого каменного храма обители, в честь Вознесения Господня, однако он долгое время оставался недостроенным. Храм разобрали, а на его месте вновь возвели церковь с тем же посвящением.

На настоящий момент это самое древнее здание монастыря (1676 — 1682 гг.). 

Описание Давидовой пустыни (Новый Быт)

Воскресенский собор принадлежит стилю московского барокко. Пятиглавый, установленный на высокий подклет, он с двух сторон окружён крытой галереей на аркадах, проёмы которой, по всей видимости были заложены.

В 1657 г. пустынь по велению патриарха Никона приписана к Ново-Иерусалимскому Воскресенскому монастырю, в 1712 г. — к Чудову, а в 1764 г. стала заштатной. Лишь в 30-40-е гг.

XVIII в. благосостояние обители стало расти, возобновилось каменное строительство. К этому периоду времени относиться нарядная колокольня с курантами в три яруса (перестраивалась во второй половине XIX века). В 1848 г. при игумене Паисии строится двухэтажный братский корпус и угловая башня ограды. Формирование архитектурного ансамбля, растянувшееся на века, завершается к началу XX столетия.

После переворота 1917 г. судьба пустыни схожа с судьбами большинства российских монастырей и храмов: разграбление и поругание. Возрождение ансамбля наметилось только к 1992 г. За это время руинированный комплекс превратился в сказочный городок. Все здания отреставрированы и радуют глаз новой позолотой и яркими красками. Внутреннее убранство храмов так же поражает богатством и великолепием.

План Вознесенской Давидовой пустыни

М.М. Дунаев Новый Быт

М.М. Дунаев К югу от Москвы, М., 1986 с. 117-125(прим.: автор называет пустынь Давыдовой, т.ч. это не опечатка)

Дальнейшее путешествие лучше продолжить лесом по правому берегу Лопасни. Того же, кому не хватает терпения, автобус за пятнадцать минут довезет до поселка Новый Быт.

Здесь, на правом крутом берегу реки, издалека открывается впечатляющая панорама Давыдовой пустыни: теснятся храмы, служебные и жилые корпуса, башни, и над всеми сооружениями поднимается высокая колокольня, связующая весь этот ансамбль.

Давыдова пустынь — монастырь древний. Она была основана монахом Пафнутьев-Боровского монастыря Давидом, учеником самого Пафнутия и последователем одного из крупнейших деятелей русской православной церкви Иосифа Волоцкого.

Вместе с Иосифом Давид покинул Боровский монастырь вскоре после смерти Пафнутия и отправился с ним в дальнее путешествие по русским монастырям.

В этом путешествии сложились окончательно взгляды Иосифа на роль и значение монастырей в жизни Руси, положенные в основу иосифлянства, одного из двух (наряду с нестяжательством) основных церковно-политических течений XVI столетия на Руси. Иосифляне утверждали идею крепких и богатых монастырей, активных и сильных союзников государственной власти.

Источник:

Троица. Событие праздника

Сошествие Святого Духа на апостолов описано в книге Деяний апостольских, составленной евангелистом Лукой. Части этой книги читаются за Литургией в промежуток от Пасхи до Троицы включительно.

После Вознесения Господня апостолы и Пресвятая Богородица находились вместе, проводя время в молитве. Предание говорит, что они были в Сионской горнице, где Господь совершил Тайную вечерю, когда в третьем часу дня (девятом по современному счету) «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:2-4).

Святитель Иоанн Златоуст и Феофилакт, епископ Болгарский, толкуя эти слова Писания, поясняют, что ветра не было, а только шум. Также явились и огненные языки и опустились на голову каждого из апостолов. Шум и пламя — явления духовного, а не материального порядка. Феофилакт Болгарскийподчеркивает:

Хорошо говорить, как бы огненные, как бы от несущегося ветра, чтобы ты не помыслил чего-либо чувственного о Духе.

В Иерусалим на иудейский праздник Пятидесятницы собрались паломники из Месопотамии, Понта, Египта, Рима и многих других стран и городов. Услышав, что апостолы говорят на их родных наречиях, они дивились. Другие, не понимавшие ни слова из апостольской проповеди, насмехались, говоря: «Они пьяны!» Тогда апостол Петр и другие одиннадцать стали говорить:

Мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать. (Деян. 2:14-18)

Слушая вдохновенную проповедь апостолов, многие уверовали во Христа, и около трех тысяч человек в тот же день крестились.

В Ветхом завете праздник Пятидесятницы назывался также праздником седьмиц или праздником жатвы (Исх. 34, 32). В этот день иудеи вспоминали, как Моисей на Синайской горе принял от Господа скрижали с десятью заповедями. В Ветхом Завете праздник Пятидесятницы был днем дарования Закона, в Новом мы празднуем сошествие Святого Духа, свершение нового Завета Бога и людей.

Послать Духа Утешителя обещал своим ученикам Исус Христос перед Крестными страданиями, во время последней беседы на пути в Гефсиманию. Мы слышали эти слова Спасителя во время службы Страстей Христовых перед Пасхой, когда читалось первое из двенадцати Евангелий (самое длинное).

Вся́ подае́т Ду́х Святы́й, то́чит проро́чествия, свяще́нники соверша́ет, не кни́жники му́дрости научи́, ры́бари богосло́вцы показа́. Ве́сь собира́ет собо́р церко́вный. Единосу́щне и Единопресто́льне Отцу́ и Сы́ну, Уте́шителю сла́ва Тебе́,

Так поется в праздничной стихере. Не книжники, то есть неграмотные люди, простые рыбаки стали мудрыми богословами. Сошествие Святого Духа преобразило учеников Спасителя. Прежде робкие и несмелые, разбежавшиеся после ареста Господа и скрывавшиеся «страха ради иудейска», теперь они почувствовали в себе силу и дерзновение, так что и жизнь свою положили на дело проповеди Христова учения.

Троица. История праздника

Праздник в честь Святой Троицы установлен апостолами. Они сами ежегодно праздновали день сошествия Святого Духа и заповедали его всем христианам (1 Кор. 16,8; Деян. 20,16). Указание на это есть и в Постановлениях Апостольских. В древности этот праздник совершался торжественно. Существовал обычай крестить в этот день оглашенных, подобно тому, как после проповеди апостольской крестилось три тысячи человек. И в наши дни за праздничной Литургией вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся…»

Уже в первые века христианства праздник Пятидесятницы был общераспространенным. Об этом свидетельствует Тертуллиан, умерший около 220-240 года. Утверждая преимущество христианских праздников над языческими, он писал: «Собери все языческие праздники, расположи их подряд, и они не в состоянии будут наполнить Пятидесятницу».

Историки говорят, что хотя праздник и был распространен повсеместно, официальное установление его произошло в конце IV века, когда на втором Вселенском соборе в Константинополе в 381 году было сформулировано учение о Троице. Вселенский собор утвердил догмат об исхождении Святого Духа от Отца, о равенстве и единосущии всех Лиц Троицы — Отца, Сына и Святого Духа. Символ Веры, принятый на первом Вселенском соборе, был дополнен:

И# въ д¦а с™aго гDа и4стиннаго и3 животворsщаго, и4же t nц7а и3сходsщаго, и4же со nц7eмъ и3 сн7омъ споклонsема и3 с8слaвима, глаг0лавшаго прор0ки.…, — читаем мы ежедневно Никео-Цареградский Символ Веры в домашней молитве и в храмах.

Праздничное богослужение в день Святой Троицы

Праздник Святой Троицы заканчивает богослужебный пасхальный цикл. Все последующие недели церковного года до начала следующей Триоди нумеруются «неделями по Пятидесятнице». В понедельник после Троицы празднуется День Святого Духа. В связи с этим богослужение Пятидесятницы несколько отличается от других праздников. Со дня Пасхи во время церковной и домашней молитвы не читается молитва Святому Духу, предваряющая почти все молитвословия. От Пасхи до Вознесения она заменяется пасхальным песнопением «Христос воскресе из мертвых, смертию на́ смерть наступи, и гробным живот дарова». После Вознесения не читается и не поется и это песнопение.

И вот начинается служба празднику Пятидесятницы:

ЦRю нбcныи, ўтёшителю, дш7е и4стинныи, и4же вездЁ сhи, и3 всS и3сполнsz, сокр0вище бlги1хъ, и3 жи1зни подaтелю, пріиди2 и3 всели1сz в8ны2. и3 њчи1сти ны t всsкіz сквeрны, и3 спаси2 бlже дш7а нaша.

Весь год, до следующей Пасхи, эта молитва многократно будет повторяться во время церковной службы и предварять домашнюю молитву.

Чин праздничной службы складывался постепенно. Первый полный византийский устав службы Пятидесятницы относится к IX веку. Каноны празднику и многие песнопения сложили в VIII веке преподобные Иоанн Дамаскин и Косма Маиумский.

Вечерняя служба на Троицу похожа с другими двунадесятыми праздниками. Но молящиеся не прикладываются в этот день к праздничной иконе, а только к Евангелию. Воскресная служба в эту неделю уступает свое место праздничной. Только полунощница утром бывает как в обычное воскресенье, ведь на ней всегда читается канон Троице. Утром сразу после Литургии начинается вечерня празднику Святого Духа, на которой читаются молитвы с коленопреклонением. Первые три молитвы составлены св. Василием Великим. В первой молитве мы исповедуем пред Отцем Небесным наши грехи и просим Его помиловать нас ради жертвы Сына Его. Во второй молитве мы просим Господа даровать нам Божественного Духа. В третьей молитве просим Господа, сошедшего во ад и сокрушившего силу диавола, упокоить наших усопших отцев и братьев «в месте светле в месте злачне, в месте покойне». Затем прилагается особая молитва Св. Духу, составленная св. патриархом Филофеем.

Молящиеся слушают коленопреклонные молитвыМолящиеся слушают коленопреклонные молитвы

По обычаю храмы в этот день украшены зеленью: травой и молодыми ветвями деревьев. Многие верующие держат в руках букеты весенних цветов. Продолжительные молитвы священник читает в алтаре, преклонив колени. Верующие лежат в это время в земном поклоне. После этого поется стиховна — ряд праздничных стихер, поясняющих молящимся смысл праздника.

Нн7е во знaменіе всёмъ ћвэ kзhцы бhша, їюдeи бо t ни1хъ же п0 плоти хrт0съ, невёріемъ болёвше, б9іz блгdти tпад0ша, б9ію же свёту мы2 стрaнніи спод0блени бhхомъ, ўтверди1вшесz словесы2 ўчн7чески, гlющымъ слaву бLгтелz всёхъ бGа. тёмъ с®цA съ колёнми прекл0ньше, вёрою поклони1мсz с™0му д¦у, проповёдану сп7су дш7ъ нaшихъ.

Когда эта стихера исполняется знаменным распевом, сама мелодия помогает молящимся глубже понять смысл. Иудеи, от которых по плоти родился Христос, отпали от Божественной благодати, болея неверием. А мы, происходящие из других, языческих народов, сподобились видеть Божественный свет, утвердившись в вере словами учеников Христовых. Потому, преклоняя сердца и колени, с верой кланяемся Святому Духу, проповеданному Спасителем. На словах «поклонимся» и мелодия идет вниз, как бы делая земной поклон.

На Троицу храмы принято украшать зеленьюНа Троицу храмы принято украшать зеленью

Тропарь празднику. Церковно-славянский текст

Блгcвeнъ є3си2 хrтE б9е нaшъ, и4же премyдры ловцы2 kвлeи, послaвъ и4мъ д¦ъ с™hи, и3 тёми ўловлeи вселeнную, чlколю1бче слaва тебЁ.

Русский текст:

Благословен Ты, Христе Боже наш, соделавший мудрыми рыбаков (апостолов), ниспослав им Св. Духа и тем помог им уловить (привлечь к вере) вселенную, слава Тебе, Человеколюбец.

Кондак празднику. Церковно-славянский текст

Е#гдA сшeдъ kзhки размэси2, раздэлsше племенA вhшніи. є3гдa же џгненыz kзhки раздаS, в8 совокуплeніе всS призвA, є3диноглaсно слaвити всес™hи д¦ъ.

Русский текст:

Когда Вышний, сойдя, смешал языки, то тем разделил народы, а когда ниспослал огненные языки, призвал всех к единению, и вот мы все единодушно прославляем Всесвятого Духа.

Народные обычаи в день Святой Троицы

Троицын день в народе назывался «зелеными святками». В этот день прихожане стояли в церкви с букетами луговых цветов или ветками деревьев, а улицы и дома украшались березками. Полевые цветы, побывавшие в церкви, засушивали и хранили за иконами для разных надобностей: их клали под свежее сено и в житницу, чтобы не водились мыши, в норы на грядах от землероек, и на чердак, чтобы устранить пожарные беды. Деревья свозили на деревенские улицы целыми возами и украшали не только двери, но и косяки окон, а в особенности свою «матушку-церкву», пол которой усыпали свежей травою: ее всякий, при выходе от обедни, старался захватить из-под ног, чтобы примешать к сену, вскипятить с водой и пить, как целебную. Из листьев деревьев, стоявших в церкви, иные вили венки и клали их в горшки при рассаживании капусты.

Народное предание говорит о том, что в понедельник после Троицы, на праздник Святаго Духа, земля — именинница. Очевидно, это простое народное объяснение, почему нельзя в этот день работать, а великий праздник сошествия Святого Духа следует праздновать не только в воскресенье, но и в понедельник. Неделя после Троицы носит название сплошной — все дни скоромные. В следующее воскресенье после Пятидесятницы — Неделя всех святых. В понедельник начинается Петров пост, который закончится 12 июля, на праздник Петра и Павла.

Троица. Иконы 

Одним из первых в иконографии Троицы появился сюжет о явлении трех Ангелов Аврааму («Гостеприимство Авраама»), изложенный в восемнадцатой главе библейской книги Бытия. Он повествует о том, как праотец Авраам, родоначальник избранного народа, встретил у дубравы Мамре трех таинственных странников (в следующей главе они были названы ангелами). Во время трапезы в доме Авраама ему было дано обетование о грядущем чудесном рождении сына Исаака. По воле Бога, от Авраама должен был произойти «народ великий и сильный», в котором «благословятся… все народы земли».

Катакомбы Виа ЛатинаКатакомбы Виа Латина

Гостеприимство Авраама. Санта-Мария Маджоре. Мозаика римского храма Санта Мария Маджоре (1-я пол. V в.)Гостеприимство Авраама. Санта-Мария Маджоре. Мозаика римского храма Санта Мария Маджоре (1-я пол. V в.)

​Мозаика в храме Сан Витале. Равенна (1-я пол. VI в.)​Мозаика в храме Сан Витале. Равенна (1-я пол. VI в.)

Во втором тысячелетии возникает обычай дописывать сюжет «Гостеприимство Авраама» словами «Святая Троица»: такая надпись имеется на одной из миниатюр греческой Псалтыри XI века. На этой миниатюре голова среднего Ангела увенчана крестчатым нимбом: он обращен к зрителю фронтально, тогда как два другие Ангела изображены в трехчетвертном обороте.

Такой же тип изображения встречается на дверях храма Рождества Богородицы в Суздале (ок. 1230) и на фреске Феофана Грека из новгородского храма Спаса Преображения на Ильине улице. Крестчатый нимб указывает на то, что центральный Ангел отождествляется с Христом.

Троица. Феофан Грек. 1378 г. Фреска в камере на хорах. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице, НовгородТроица. Феофан Грек. 1378 г. Фреска в камере на хорах. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице, Новгород

Зырянская Троица. Конец XIV в. Вологодский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, ВологдаЗырянская Троица. Конец XIV в. Вологодский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Вологда

Известно, что иконографический вариант Троицы без праотцев существовал и до Рублева в византийском искусстве. Но все эти композиции не носят самостоятельного характера. Андрей Рублев не только придает изображению цельный и самостоятельный характер, но делает его законченным богословским текстом. На светлом фоне изображены три ангела, сидящие вокруг стола, на котором стоит чаша. Средний ангел возвышается над остальными, за его спиной изображено древо, за правым ангелом — гора, за левым — палаты. Головы ангелов склонены в молчаливой беседе. Их лики похожи, будто изображен один и тот же лик в трех вариантах. Вся композиция вписана в систему концентрических кругов, которые можно провести по нимбам, по абрисам крыльев, по движению ангельских рук, и все эти круги сходятся в эпицентр иконы, где изображена чаша, а в чаше — голова тельца. Перед нами не просто трапеза, но евхаристическая трапеза, в которой совершается искупительная жертва. Троица Андрея Рублева — это символическое изображение троичности Божества, на что указал уже Стоглавый Собор. Ведь и посещение Авраама тремя Ангелами не было явлением Пресвятой Троицы, а было лишь «пророческим видением этой тайны, которая в течение веков будет постепенно открываться верующей мысли Церкви». В соответствии с этим и в иконе Рублева перед нами предстают не Отец, Сын и Святой Дух, а три Ангела, символизирующие Предвечный Совет трех Лиц Святой Троицы. Символизм рублевской иконы в чем-то сродни символизму раннехристианской живописи, скрывавшей глубокие догматические истины под простыми, но духовно значимыми символами.

Троица. Андрей РублевТроица. Андрей Рублев

Троица. XV век. Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедникТроица. XV век. Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник

 Икона «Сошествие Святого Духа на апостолов» Новгород, XVI векИкона «Сошествие Святого Духа на апостолов» Новгород, XVI век

Сошествие Святого Духа на апостолов. Афон, монастырь Дионисиат, ХIV векСошествие Святого Духа на апостолов. Афон, монастырь Дионисиат, ХIV век

Троица Ветхозаветная. Середина XVI в. Ярославский художественный музей, ЯрославльТроица Ветхозаветная. Середина XVI в. Ярославский художественный музей, Ярославль

Троица Ветхозаветная. Вторая половина XVI в. Москва, ГТГТроица Ветхозаветная. Вторая половина XVI в. Москва, ГТГ

Святая Троица. Конец XVI — начало XVII вв. Ярославский художественный музей, ЯрославльСвятая Троица. Конец XVI — начало XVII вв. Ярославский художественный музей, Ярославль

Троица Ветхозаветная. Конец XVI — начало XVII вв. Москва, ГТГТроица Ветхозаветная. Конец XVI — начало XVII вв. Москва, ГТГ

 «Сошествие Святого Духа на апостолов» Мозаика в куполе церкви Осиос Лукас. Фокиде. Греция, XI век«Сошествие Святого Духа на апостолов» Мозаика в куполе церкви Осиос Лукас. Фокиде. Греция, XI век