Празднование в честь Третьего обретения главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна — 7 июня. История и особенности праздника в проекте Календарь Праздников 2019

Администрация, педагоги, сотрудники и воспитанники Тамбовской духовной семинарии, от всей души поздравляют своего ректора, митрополита Тамбовского и Рассказовского Ф Е О Д О С И Я с Днём рождения!

Молитвенно желаем крепости духовных и телесных сил, умножения любви, мира, радости, долготерпения и других проявлений Духа Святаго для несения Вашего нелёгкого креста архипастырского служения и исполнения ректорского попечения о высшей духовной школе. Сердечно благодарим за отеческую любовь и заботу!

Какие праздники называют двунадесятыми?

Само определение «двунадесятые праздники» указывает на то, что их насчитывается 12. Все они установлены в память о событиях из жизни Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. Церковное новолетие начинается 14 сентября, после этого дня и берут отсчет 12 праздников.

Список праздников

Перечень выглядит так:

Эти даты можно разделить на Господские и Богородичные. Православная Церковь чтит четыре события в земной жизни Девы Марии: Рождество Пресвятой Богородицы, введение Ее во храм, Благовещение и Успение.

Остальные восемь двунадесятых праздников связаны с земной жизнью Спасителя.

Воскресение Христово стоит отдельно. Это величайшее событие в жизни Церкви, «праздников праздник и торжество из торжеств».

Пасха не имеет привязки к дате, зато от нее непосредственно зависят и дни так называемых переходных праздников. Таких в православии насчитывается три: Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье), Троица (Пятидесятница) и Вознесение Христа.

Особенности богослужений

Двунадесятые праздники отличаются еще и самими службами.

Во-первых, они имеют особые «стадии»:

  • предпразднство — когда готовятся к празднику (обычно день накануне);
  • попразднство — продолжается праздник (1-8 дней);
  • отдание — заключительная фаза попразднства (еще раз вспоминаются ключевые моменты праздника).

Во-вторых, отличаются чины Всенощного бдения и Литургии. Есть много нюансов устава — это касается и отпустов священника, и того, что поет хор. Чтобы понять это, надо хорошо знать строение церковных служб.

Но даже «мало посвященному» человеку обычно бросаются в глаза некоторые события на всенощном бдении и Литургии в двунадесятые праздники.

  • На всенощной есть особый момент, когда священники выходят с алтаря и становятся перед западными дверями (приблизительно по центру храма).

Также выносят блюдо с пшеницей и пятью хлебами, вино и елей. Это — переживание евангельской истории, когда Христос накормил множество людей именно пятью хлебами.

Совершается лития (усиленное моление). В этот момент возносятся разные прошения ко Господу, хор многократно поет «Господи, помилуй», благословляются хлеба.

Уже на утрени, после чтения Священного Писания, когда верующие прикладываются к иконе и Евангелию, всех помазывают елеем и раздают благословенный хлеб.

  • На Литургиях двунадесятых праздников чувствуется особая торжественность. В Господние поются праздничные антифоны (это стихи с псалмов, которые исполняются с особенными припевами — Богородице и Христу и тропарями (кратко передают суть церковного события)). В Богородичные вместо «Достойно есть» — задостойник (особое песнопение Деве Марии).

В этих праздниках имеется глубокий смысл. Они напоминают нам о том, что сам Господь воплотился ради нашего спасения. Был Бог, а от Пресвятой Богородицы родился Богочеловек.

Это путь для тех, кто потерялся. Это надежда для «ненадежных». Это вера для тех, кто разуверился. Это ощущение Божественной Любви. Это возможность прикоснуться к Тайне. Это большая радость. И сполна прочувствовать ее в эти дни можно во время праздничных богослужений.

Источник:

Двунадесятые праздники

Двунадесятые праздники – так называется цикл двенадцати важнейших годовых праздников русского православного литургического календаря.

Двенадцать (от древнерусского «два на десяте» – двенадцать) важнейших после Пасхи церковных праздников. Посвящены событиям земной жизни Спасителя и Богородицы. Пасха, как «праздников праздник», пребывает вне данной классификации.

В двунадесятых праздниках выделяются Господские праздники, связанные с земной жизнью Иисуса Христа, и Богородичные праздники, связанные с земной жизнью Богородицы.

По литургическому принципу внутри годового круга эти праздники разделяются на две категории:Неподвижные (непереходящие) праздники: они всегда приходятся на строго определенное число месяца, вне зависимости от дня недели, ежегодно меняющегося. К ним относятся девять двунадесятых церковных праздников:

Двунадесятые неподвижные праздники

Подвижные (переходящие) праздники. Подвижная часть церковного календаря перемещается вместе с изменяющейся год от года датой празднования Пасхи. Все «подвижные» праздники отсчитываются от Пасхи и перемещаются в пространстве «светского» календаря вместе с ней.

Двунадесятые переходящие праздники:

Двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднства, за исключением Рождества Христова, которое имеет 5 дней предпразднства и Богоявления, имеющего 4 предпразднственных дня.

Число дней попразднства бывает неодинаковым – от 1 до 8 дней, смотря по большей или меньшей близости одних праздников к другим или к дням поста.

Некоторые из Господских праздников, кроме того, предваряются и заключаются особыми субботами и неделями (воскресными днями).

Службы двунадесятых праздников неподвижного круга находятся в Минеях месячных (* примечание — Минея (греч. «месячник») – богослужебная книга, содержащая тексты изменяемых молитвословий неподвижного годового богослужебного круга.

Различаются Минея Месячная, Минея Праздничная и Минея Общая). Службы двунадесятых праздников подвижного круга находятся в Триодях – Постной и Цветной (*примечание — Триодь – (греч.

трипесенный) – богослужебная книга, содержащая тексты изменяемых молитвословий подвижного годового богослужебного круга).

На праздничной всенощной всех двунадесятых праздников служится лития.В России до 1925 года двунадесятые праздники были одновременно церковными и гражданскими.

Великие недвунадесятые праздники:

  • По плоти обрезание Господа нашего Иисуса Христа и память святителя Василия Великого — 14 января
  • Рождество Иоанна Предтечи — 7 июля
  • Святых первоверховных апостолов Петра и Павла — 12 июля
  • Усекновение главы Иоанна Предтечи — 11 сентября
  • Покров Пресвятой Богородицы — 14 октября

В день великого праздника совершается Всенощное бдение. В богослужебных книгах отмечаются знаком красного креста в круге.

У каждого двунадесятого праздника и Пасхи существует предпразднство, попразднство и отдание.

У праздников Рождества и Усекновения главы Иоанна Предтечи, Обрезания Господня, Покрова Пресвятой Богородицы, Святых первоверховных апостолов Петра и Павла предпразднства, попразднства и отдания нет.

Источник:

Иоанно-Предтеченский женский монастырь

По преданию, в начале XVI века великая княгиня Елена Глинская основала вблизи от кремля на высоком холме девичью обитель в честь рождения сына — будущего царя Ивана Грозного. Он родился в августе 1530 года накануне усекновения головы Иоанна Предтечи. Монастырь долгое время так и называли — Ивановским, лишь потом он стал называться Иоанно-Предтеченским женским монастырём. Содержался он на средства государевой казны.

По заказу царя Иоанна Васильевича в середине XVI века были написаны иконы для нового иконостаса и храмовый образ святого Иоанна Предтечи. Сегодня эта древняя икона, перед которой молились многие русские цари, находится в отреставрированном казанском пределе монастырского собора.

В 1737 и 1748 годах во время опустошающих московских пожаров горел и Иоанно-Предтеченский женский монастырь, но каждый раз восстанавливался. Как и в другие обители, сюда отправляли по императорскому указу особ, нарушавших нравственные законы общества. В 1768 году после суда в кандалах была прислана в монастырь на покаяние известная своей жестокостью помещица Салтычиха. Она содержалась как преступница в подземелье.

Расписание богослужений в Иоанно-Предтеченском монастыре

Ежедневно в Соборе Усекновения главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна или домовом храме преподобной Елизаветы Чудотворицы. Будни — 7:30 — литургия, 17:00 — вечернее богослужение (9-й час в 16:45). Воскресные и праздничные дни — 17:00 — всенощное бдение, 8:30 — литургия (7:30 — исповедь).

Иоанно-Предтеченский женский монастырь

Понедельник — 17:00 — молебен святому Иоанну Предтече с акафистом и водосвятием (при совпадении с полиелейной службой молебен переносится на следующий день). Четверг — 16:00 — заказной молебен в часовне св. Иоанна Предтечи. Часовня Иоанна Предтечи, в которой находится его чудотворный образ с обручем, открыта ежедневно с 8:30 до 20:00.

Официальный сайт Иоанно-Предтеченского монастыря

Сайт Иоанно-Предтеченского монастыря: http://ioannpredtecha.ru/

Москва, Малый Ивановский пер., 2а, стр. 1 +7 (495) 624-01-50; 624-54-91

В конце XVIII столетия в обитель поступила насельница, личность которой долгое время оставалась тайной — это была инокиня Досифея, в миру — княжна Августа Тараканова, родная дочь императрицы Елизаветы Петровны и графа Алексея Разумовского. В монастырь отправляли не только преступников, но и опальных лиц из царской семьи.

К началу XIX века в монастыре оставалось только 17 постриженниц. После вторжения в Москву французов в 1812 году монастырь стона горел и снова был разграблен, а через год упразднён, и только в 1859 году, почти через полвека началось возрождение обители. Император Александр II лично утвердил архитектурный проект восстановления монастыря, автором которого стал известный московский зодчий академик Михаил Быковский.

При личном участии святителя Филарета был заложен новый монастырский собор, через 20 лет — в 1879 году Иоанно-Предтеченский монастырь заново открыт и освящён. В обитель находилась больница для монахинь и действовала иконописная мастерская. С началом Первой мировой войны все монахини стали шить бельё для русской армии.

После революции насельницы были изгнаны, имущество конфисковано и разграблено, мраморная гробница святой блаженной Марфы вскрыта и место перезахоронения мощей покровительницы монастыря до сих пор неизвестно. Постепенно ухоженный женский монастырь превращался в руины.

В 1992 году Иоанно-Предтеченский женский монастырь был возвращён церкви.

Церковь Рождества Иоанна Предтечи (Предтеченский храм) расположена на восточной стороне Троице-Сергиева монастыря, над широким арочным проемом, в котором до перенесения в сер. XVI в.

Иоанно-Предтеченский монастырь — кусочек Флоренции в центре Москвы

монастырской стены несколько далее к востоку располагались Святые врата – главный вход в монастырь. Церковь возведена в 1692–1699 гг. на средства знаменитого купца и промышленника Г. Д. Строганова (1656–1715).

Церковь заслуженно относится к числу лучших построек строгановского направления стиля московского барокко. Увенчанная изящным пятиглавием и украшенная богатым резным декором, выделяющимся на фоне красных стен, она служит прекрасным оформлением главного входа в монастырь, чем и определяется ее роль в архитектурном ансамбле монастыря.

Настенная роспись в церкви Рождества Иоанна Предтечи была восстановлена в 1948 г. и воспроизводит несохранившуюся роспись 1872 г. Украшающий сейчас храм резной иконостас XIX в., выполненный в стиле классицизма, установлен также в 1948 г.

Церковь стоит не над самыми святыми воротами в монастырь, над которыми стоит башня, а впереди святых ворот (или стены, в которой ворота), на особой арке (причем в монастыре принято считать и называть святыми воротами главным образом именно эту арку).

Преподобный Сергий поставил над святыми воротами своего монастыря, после того как благоустроил его, церковь во имя великомученика Димитрия Солунского, ангела великого князя Дмитрия Ивановича Донского, – деревянную церковь на деревянных, как и вся стена, воротах. В 1512 году в деревянной стене монастыря сделаны каменные (кирпичные) ворота, на которых была поставлена церковь во имя преподобного Сергия с приделом во имя святого Василия Парийского, ангела тогдашнего великого князя Василия Ивановича, причем сохранена была и прежняя деревянная церковь Димитрия Солунского. Когда была кладена монастырская каменная стена, церковь 1512 года, как приходившаяся в стороне от нее (т. е. впереди ее), осталась нетронутою и существовала до 1693 года. В сем последнем году она была разобрана, и на ее месте в продолжение 1693–1699 годов (на иждивение именитых людей Строгановых) была построена новая, доныне существующая, церковь, которая была посвящена уже не имени преподобного Сергия, так как его имени была посвящена только что перед тем построенная трапезная церковь, а имени Иоанна Предтечи (в честь его рождества). (Из описаний Е. Голубинского).

В большой пожар, бывший в лавре 17 мая 1746 года, церковь совершенно выгорела, так что после того в продолжение 1753–1760 годов была отделана совершенно заново (освящена в присутствии императрицы Екатерины 1 июня 1763 года). В 1827 году в ней возобновлено было настенное письмо.

Многие элементы декора церкви Иоанна Предтечи повторяют детали убранства Трапезной палаты: полуколонны в обрамлении прямоугольных рам, с кудрявыми капителями коринфского типа, профили развитого карниза с модульонами, скульптурные раковины по верху стен и др. Вместе с тем положение полуколонн на фасадах четверика церкви необычное: они то неожиданно обрываются на половине высоты стены, не поддерживая ничего, то подвешены капителью к венчающему карнизу, не доходя до пола, и крепятся на фигурных кронштейнах. Классические ордерные формы теряют здесь свою конструктивную логику и используются лишь как декоративный элемент. Своеобразны и восьмигранные окна в окружении вставок из резного белого камня оригинального рисунка.

Гульбище вокруг церкви сначала было открытым и только в её северо-западном углу была выгорожена одна келья, в которой до сих пор существует изразцовая печь — самая древняя из сохранившихся в монастыре.

Значительно превышая высоту беленых крепостных стен, церковь Иоанна Предтечи видна издалека, отмечая насыщенным цветом своих фасадов и торжественно нарядным пятиглавием главный вход в монастырь. Выполненная в пышных барочных формах, она усиливает стилистическое единство центральной части монастырского ансамбля.

В настоящее время в храме ежедневно совершается Таинство исповеди для паломников с 6 до 11 час., а с 14 час. – по особому чину, служба изгнания злых духов. 

Часовня Иоанна Предтечи. Вторая половина 19 века. Деревня Рубчейла.

Часовня Иоанна Предтечи находится в деревне Рубчейла в Карелии. Здание часовни Иоанна Предтечи в деревне Рубчейла в Карелии полностью деревянное. Вход в помещение начинается с декорированного крытого крыльца. Строение крыто двускатной крышей с венчающим ее шестиконечным крестом. В настоящее время часовня находится под контролем и опекой местного церковного управления, а ухаживают за ней как и обычно — местные жители.

В 1909 году было принято решение перестроить деревню, в том же году был разработан генеральный план застройки. В центре поселка решили устроить деревенское кладбище. Именно там сейчас находится часовня Иоанна Предтечи, окруженная густым ельником. Точная дата постройки обители неизвестна, исследователи датируют ее второй половиной XIX века.

Деревня расположена к югу от озера Сямозеро примерно в 7 километрах от крупного поселка Эссойла. Первые упоминания о Рубчейле относятся к XVIII веку. В 1720-х годах здесь стояло всего семь дворов, через почти 50 лет их количество увеличилось до десяти, в 1905 году их стало двенадцать, и проживало здесь 86 местных жителей. По статистике тех лет, местное население было хорошо обеспечено, хозяйства были крепкие.

Фотографии: Илья Тимин, 21 января 2017 г. Зимняя экспедиция «Православные святыни Пряжинского района Карелии».

Деревня Рубчейла

Ру́бчойла (Ру́бчейла, карел. Rubčoilu) — старинная карельская деревня в составе Эссойльского сельского поселения Пряжинского района Республики Карелия, комплексный памятник архитектуры.

Рубчейла – небольшая Карельская деревня, располагающаяся в 6 км от поселка Эссойла. Как не странно поселение располагается вдали от озёр и рек. Деревня образовалась в начале 18 века. На момент 1720 года там насчитывалось всего 7 домов, к 1773 увеличилось до 10(62 проживающих), а в 1905 году увеличилось до 12 домов (86 жителей). Деревня была довольно зажиточной. Если считать в среднем по Сямозерской волости, то то в этой деревне в среднем на двор приходилось 14 голов, что в два раза больше чем обычно.

Деревня необычна своей архитектурной разнонаправленностью домов. Это получилось в результате не грамотно составленного в 1909 году генерального плана застройки этой деревни, который не учитывал местных особенностей. В результате застройки не все соблюли параметры этого плана, некоторые сориентировали фасады своих домов на юг. В результате сложилась живая композиция Рубчейлы, в которой несколько рядов домов направлены в разные стороны. Всю эту композицию изящно дополняет в центре роща с высокими соснами и елями с часовней постройки II половины XIX века. Все бани сгруппировались вдоль  небольшого ручья, протекающего через деревню с востока на запад. Исследователи деревянного зодчества Карелии считают деревню Рубчейла целостным архитектурно-природным ансамблем. Эта деревня – излюбленное место некоторых карельских художников. В настоящее время в Рубчейле находится 8 памятников деревянного зодчества. Среди них выделяются дом Ермолаева(в нём располагается этнографический музей) и дом Михайлова, оба построенные во II половине XIX века.

В настоящее время деревня является экскурсионным, часто посещаемым местом. В программу экскурсий входит выступление народного фолкколлектива, посиделки в Карельском доме, чай из самовара с национальной карельской выпечкой

Деревня Рубчейла расположена в Пряжинском районе в 6 км от посёлка Эссойла. Эта деревня с точки зрения учёных — интереснейший природно-архитектурный ансамбль. Селение расположено вдали от больших рек и озёр, а окружающий ландшафт представлен равниной со спокойным рельефом.

Возникла деревня в XVIII веке, в 1820 году насчитывала 7 домов, через 50 лет — 10, а к началу ХХ века в Рубчейле проживало 86 жителей. Согласно статистическим данным население деревни в те времена жило неплохо: на один двор приходилось до 14 голов крупного скота, что было вдвое больше, чем во всём остальном районе. Исторически в деревне сложилась живописная композиция, состоящая из нескольких рядов домов, ориентированных в разные стороны. Причиной тому послужило создание нового генерального плана строительства для деревни Рубчейла. В 1909 году землемер из Петрозаводска Б. В. Бекеш разработал тот самый план и попытался провести его в жизнь. Однако крестьяне деревни стали противиться нововведению, потому что работа Бекеша была составлена без учёта местных особенностей. Поэтому часть старых домов по древней карельской традиции так и осталась стоять, ориентируясь лицевыми фасадами на юг. Другая часть домов стояла фасадами по направлению к дороге, а некоторые возвели жилища согласно плану Бекеша. Так и получилось, что ни о какой единообразной застройке в Рубчейле и говорить не приходится, но вместе с тем, это и отличает поселение от многих других.

Несмотря на своеобразную застройку, деревня сохраняет типично карельский облик. Способствует этому и кладбищенская роща с высокими соснами и елями, расположенная в центре селения. В роще стоит часовня, построенная во второй половине ХХ века.

Сейчас в Рубчейле находится несколько зданий, признанных памятниками архитектуры. Среди них дом Ермолаева (вторая половина ХIХ века). Дом сохранил свой первоначальный облик, кроме того, в нём собраны различные предметы крестьянского быта начала ХХ века. Дом расположен у дороги в центре деревни. Прямоугольный в плане, под двухскатной крышей, с одноэтажной жилой и двухэтажной хозяйственной частью, он является эталоном жилой постройки, характерной для карел-ливвиков. Другим архитектурным памятником Рубчейлы является дом второй половины ХIХ века — дом Михайлова. Он также представляет собой типичное жилище северных карел-ливвиков.

Деревня Рубчейла благодаря своей необычной планировке и особенной самобытной красоте давно стала излюбленным местом некоторых карельских художников.

Список используемой литературы: Историко — культурные и природные достопримечательности на международном маршруте «Голубая дорога» в Республике Карелия. — Петрозаводск, 2000. — 88 с., с.70 — 72

Прекрасная церковь неверных

По преданию строительство церкви началось с благословения Святого Апостола Андрея Первозванного. Исследователи предлагают, что храм был возведен в VIII–IX веке. Главное подтверждение — греческая надпись на одной из колонн, поддерживающих свод храма. Она гласит: «Здесь покоится раб Божий Кириак, сын Георгия, внук Виндира. Скончался месяца июня 3, индикта 10, в лето от Адама 6265». Также в стенах храма обнаружены амфоры VIII–IX века. Керамические сосуды небольших размеров в древние времена широко использовались в кладке стен или сводов. Их устанавливали горловинами в сторону внутреннего пространства постройки и называли голосниками. В отличие от кирпича или камня голосники значительно облегчали давление на несущие части здания. Благодаря пустотелости, они повышали акустические свойства помещения.

Древность Керченской святыни также подтверждает надпись на «Тмутараканском камне», представляющем собой мраморную плиту с высеченной на ней кириллической надписью на древнерусском языке. Камень с письменами был найден в 1792 год на Таманском полуострове адмиралом П. Пустошкиным. В настоящее время реликвия хранится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. В старинной надписи косвенно говорится о храме Иоанна Предтечи, определяя расстояние от него до церкви Богоматери на Таманском полуострове.

Археологические исследования, проведенные в 60 годы XX века, показали, что церковь возводилась на руинах еще более древнего храма. Колоны, скорее всего, были взяты из базилики, стоявшей на месте Предтеченской церкви построенной еще в VI веке. Возможно, она была разобрана из-за ветхости или по каким-то иным причинам. Нынешнее здание возвели в IX — X веках. Случилось это после изгнания хазар с территории Керченского полуострова. В этот период возрастает византийское влияние в Крыму, что отражается на архитектуре полуострова. Кто именно строил храм остается вопросом. Возможно, это были боспорские мастера, но скорее всего, масштабная постройка была не под силу местным архитекторам, поэтому строительство проходило под контролем столичных мастеров из Константинополя.

В период владычества в Северном Причерноморье генуэзцев, Предтеченская церковь была популярна. Неслучайно Керченский пролив в тот период называли проливом Святого Иоанна, а Керчь – портом Святого Иоанна. 

Знаменитый храм упоминает в своих дневниках арабский путешественник и купец Ибн-Баттута, посетивший Крым в 1334 году.

Иоанно-Предтеченский монастырь

Любопытную легенду поведал потомкам монах-доминиканец Эмиддио Дортелли д’Асколи, побывавший в Керчи в 1634 году. Она повествует о том, будто церковь Иоанна была найдена на дне морском. Красивая сказка — не более чем миф. Действительно, на известняковых блоках, из которых был построен храм, можно обнаружить отпечатки морских ракушек. В течение миллионов лет огромное множество погибших моллюсков и кораллов образовало колоссальные скопления углекислого кальция. Так возникли различные известняки, которые активно используются для строительства.

Османский путешественник Эвлия Челеби, описывая «прекрасный замок Керчь», в «Книге путешествий» также упоминает о «церкви неверных», которую, по его мнению, возвели генуэзцы. 

Средневековые путешественники, рассказывая о храме, описывали красивейшие фрески, которыми были украшены его стены. К сожалению, прекрасные творения искусства не дожили до наших дней. В период Крымского ханства и Турецкого владычества в Крыму, церковь Иоанна Предтечи служила мечетью. Стенные росписи в церкви были варварски соскоблены и покрыты толстым слоем штукатурки. После строительства крепости Еникале, храм оказался окруженным земляным валом, что негативно сказалось на состоянии его фундамента. Оседание его привело к тому, что попасть в церковь стало возможно только при помощи лестницы из восьми ступеней.В жизни церкви наступает период упадка. Малочисленная греческая община Керчи с трудом поддерживает в ней порядок. 

После присоединения Крыма к Российской империи, государство берет на себя заботу по восстановлению сохранившихся греческих церквей на территории полуострова. Храм Иоанна Предтечи передают в ведение греков, которых поселили на южных границах империи в конце XVIII века. В XIX веке храм реконструируют, ремонтируют и достраивают. В 1801 году был построен западный придел, в 1834 году к церкви пристраивают трехнефный притвор в псевдовизантийском стиле, а в 1845 году, по проекту архитектора Александра Дигби, архитектурный ансамбль церкви дополняется северным притвором и двухъярусной колокольней. 

Во время очередной реконструкции, под слоем штукатурки было обнаружено изображение двух святых. Стиль письма фресок напоминает манеру знаменитого иконописца Феофана Грека. Возможно, авторство росписей принадлежит его ученикам. 

Вплоть до 20-х годов минувшего столетия, храм Иоанна Предтечи оставался центром религиозной и культурной жизни греческой общины. При нем действовали греческая и русская церковноприходские школы. Огромное количество народа стекалось каждый год на храмовый праздник. Многие приезжали посмотреть на уникальную святыню — камень с отпечатком человеческой стопы, который по преданию приписывает либо Андрею Первозванному, либо самому Предтече Господнему. В особо торжественные дни стопу доставали из специального футляра. В нее наливали святую воду, и верующие отпивали по глотку из Священного Грааля, чтобы исцелиться от недугов. 

По описанию крымского историка Хрисанфа Зенкевича 1894 года иконы храма были столь стары, что дерево уже начинало тлеть, а кипарисовая доска иконы Иоанна Предтечи превратилась в губку. Для лучшей сохранности икона была помещена в киоту из серебра, украшенную самоцветными камнями. Вынос святыни происходил с осторожностью на специальных носилках. Из особо ценных реликвий в церкви также имелись деревянная чаша красного цвета с едва заметными изображениями святых VI века, две серебряные чаши XVI и XVII веков, серебряное чеканное блюдо, а также венцы, рапиды и запрестольный крест. Алтарь храма украшал резной иконостас XVIII века. Он был сделан из орехового дерева, в 1857 году его покрыли позолотой, а затем в 1889 году заменили на дубовый. При церкви хранились священные реликвии: греческое рукописное Евангелие XI века, рукописный «Апостол» XII века, древние иконы Богоматери, Спасителя и Иоанна Предтечи, икона Варвары Великомученицы 1703 года. Все образа были обрамлены в серебряные богатые оклады. 

Наблюдая как «опиум дурманит разум народа», новые власти закрывают храм, цинично формулируя выдуманную причину – «за отсутствием прихожан»…

Однако, главные неприятности поджидают впереди. Во время Великой Отечественной войны, помимо разрушений в самом здании, был утрачен позолоченный иконостас XVIII века, иконы Богородицы, Иоанна Предтечи и Варвары Великомученицы того же периода, уникальные греческие Евангелие и Апостол XI и XII веков.

Возрождение святыни

В советское время храм Иоанна Предтечи был объявлен памятником архитектуры. В конце 50-х годов прошлого века о церкви Святого Предтечи заговорили, наконец, как об уникальной достопримечательности, присвоив ей в 1963 году статус памятника республиканского значения. Храм не разрушали, но и не охраняли. Лишенное крестов, с разрушенным куполом, здание все больше и больше ветшало. Но свято место пусто не бывает. В 60-е годы вокруг церкви возник рыбный рынок. Здесь можно было купить черноморскую кильку, бычков, барабульку и даже осетров… Бойкая торговля происходила на фоне старинного здания, заросшего кустарником, с выбитыми окнами и потрескавшимися стенами. В те времена такой пейзаж никого не смущал. Отрезвление пришло чуть позже.

К счастью, времена безбожия не мешали археологам проводить исследования и изучать историю древних святынь. Во время раскопок, проведенных под руководством Т.И. Макаровой, удалось узнать много нового об истории храма. Так, неподалеку от него были обнаружены остатки баптистерия VI века. Было установлено, что церковь до турецкого владычества являлась изящным завершением архитектурного ансамбля Керчи, а береговая линия с VI века проходила совсем близко от здания храма. 

Наконец, в 70-е годы начинается возрождение храма Святого Иоанна Предтечи. Автором проекта стала архитектор Е. Лопушинская. Работа предстояла долгая и кропотливая. Чтобы не рухнули остатки купола, был сооружен металлический каркас, поддерживающий его. Сначала отреставрировали стены пристроек и колокольни. Затем, в 1972 году начали восстанавливать основное здание. Перед художниками стояла важная задача — сохранить все древние детали, заменяя лишь те, что совсем разрушились. Реставраторы предварительно тщательно изучили старинные образцы черепицы, плинфы — плоского и широкого кирпича. Чтобы изготовить нечто подобное, необходимо было разобраться в древней технологии. Для строительства долго подбирали точно такой же известняк, из которого двенадцать столетий назад был построен храм. Остатки росписи и штукатурки, готовые осыпаться в любой момент, были бережно закреплены. Вокруг южного и восточного фасадов храма понизили уровень земли, как было первоначально. На куполе вновь засверкал священный крест, несмотря на то, что официального разрешения властей на это не было. В обновленном храме была открыта лапидарная коллекция исторического музея Керчи, и только в 90-х годах многострадальный храм Иоанна Предтечи был, наконец, возвращен церкви и ее прихожанам.

Храм Иоанна Предтечи на карте

Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Пресне с колокольней и трапезной – памятник церковной архитектуры и культурного наследия федерального значения. Расположена по адресу: Москва, Малый Предтеченский переулок, д. 2. Даты строительства: 1714-1734 гг., 1806-1810 гг., 1828 г., 1894 г. Архитектор: Ф.М. Шестаков.

Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Пресне является одним из самых известных храмов Москвы, уникальным по архитектуре и росписи.

Датой основания церкви историки считают 1685 год, когда на месте нынешнего храма, на берегу реки Пресня вблизи места ее впадения в Москва-реку, было построено деревянное здание церкви. С годами окружавшая храм слобода росла, увеличивалось число прихожан. В 1714 году при поддержке состоятельных жителей слободы началось возведение каменного храма, но вскоре его пришлось приостановить из-за указа Петра I, запретившего каменное строительство в Российской Империи на время возведения Санкт-Петербурга. Сооружение каменного здания церкви возобновилось только в 1728 году, когда царский запрет был отменен.