Рождество Иоанна Крестителя у западных христиан — 24 июня. История и особенности праздника в проекте Календарь Праздников 2019

15 февраля 2019 года, в праздник Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в нашем храме была совершена Божественная литургия, которую совершил – протоиерей Василий Воронцов.На сугубой ектении была совершена молитва о единстве Православия и о мире на Украине.По запричастном стихе было оглашено Обращение Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА по случаю празднования Дня православной молодежи.

В этот день отцу Василию исполнилось 70 лет со дня рождения. По окончании богослужения – отец иеромонах Филипп Куликов с амвона зачитал поздравительный адрес настоятеля храма – митрополита МЕРКУРИЯ отцу Василию Воронцову с благопожеланиями юбиляру. Было возглашено многолетие.Также в связи со значимой датой, отцу Василию был преподнесен памятный наперсный крест и букет цветов. К поздравлениям присоединились клирики, сотрудники и прихожане храма, которые поздравили отца Василия с Днём рождения. По окончании богослужения в Доме причта состоялась праздничная братская трапеза.Приход храма сердечно поздравляет отца Василия с 70-ти летием и желает ему помощи Божией в его пастырском служении.

Содержание

Какие праздники называют двунадесятыми?

Само определение «двунадесятые праздники» указывает на то, что их насчитывается 12. Все они установлены в память о событиях из жизни Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. Церковное новолетие начинается 14 сентября, после этого дня и берут отсчет 12 праздников.

Список праздников

Перечень выглядит так:

Эти даты можно разделить на Господские и Богородичные. Православная Церковь чтит четыре события в земной жизни Девы Марии: Рождество Пресвятой Богородицы, введение Ее во храм, Благовещение и Успение.

Остальные восемь двунадесятых праздников связаны с земной жизнью Спасителя.

Воскресение Христово стоит отдельно. Это величайшее событие в жизни Церкви, «праздников праздник и торжество из торжеств».

Пасха не имеет привязки к дате, зато от нее непосредственно зависят и дни так называемых переходных праздников. Таких в православии насчитывается три: Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье), Троица (Пятидесятница) и Вознесение Христа.

Особенности богослужений

Двунадесятые праздники отличаются еще и самими службами.

Во-первых, они имеют особые «стадии»:

  • предпразднство — когда готовятся к празднику (обычно день накануне);
  • попразднство — продолжается праздник (1-8 дней);
  • отдание — заключительная фаза попразднства (еще раз вспоминаются ключевые моменты праздника).

Во-вторых, отличаются чины Всенощного бдения и Литургии. Есть много нюансов устава — это касается и отпустов священника, и того, что поет хор. Чтобы понять это, надо хорошо знать строение церковных служб.

Но даже «мало посвященному» человеку обычно бросаются в глаза некоторые события на всенощном бдении и Литургии в двунадесятые праздники.

  • На всенощной есть особый момент, когда священники выходят с алтаря и становятся перед западными дверями (приблизительно по центру храма).

Также выносят блюдо с пшеницей и пятью хлебами, вино и елей. Это — переживание евангельской истории, когда Христос накормил множество людей именно пятью хлебами.

Совершается лития (усиленное моление). В этот момент возносятся разные прошения ко Господу, хор многократно поет «Господи, помилуй», благословляются хлеба.

Уже на утрени, после чтения Священного Писания, когда верующие прикладываются к иконе и Евангелию, всех помазывают елеем и раздают благословенный хлеб.

  • На Литургиях двунадесятых праздников чувствуется особая торжественность. В Господние поются праздничные антифоны (это стихи с псалмов, которые исполняются с особенными припевами — Богородице и Христу и тропарями (кратко передают суть церковного события)). В Богородичные вместо «Достойно есть» — задостойник (особое песнопение Деве Марии).

В этих праздниках имеется глубокий смысл. Они напоминают нам о том, что сам Господь воплотился ради нашего спасения. Был Бог, а от Пресвятой Богородицы родился Богочеловек.

Это путь для тех, кто потерялся. Это надежда для «ненадежных». Это вера для тех, кто разуверился. Это ощущение Божественной Любви. Это возможность прикоснуться к Тайне. Это большая радость. И сполна прочувствовать ее в эти дни можно во время праздничных богослужений.

Источник:

Двунадесятые праздники

Двунадесятые праздники – так называется цикл двенадцати важнейших годовых праздников русского православного литургического календаря.

Двенадцать (от древнерусского «два на десяте» – двенадцать) важнейших после Пасхи церковных праздников. Посвящены событиям земной жизни Спасителя и Богородицы. Пасха, как «праздников праздник», пребывает вне данной классификации.

В двунадесятых праздниках выделяются Господские праздники, связанные с земной жизнью Иисуса Христа, и Богородичные праздники, связанные с земной жизнью Богородицы.

По литургическому принципу внутри годового круга эти праздники разделяются на две категории:Неподвижные (непереходящие) праздники: они всегда приходятся на строго определенное число месяца, вне зависимости от дня недели, ежегодно меняющегося. К ним относятся девять двунадесятых церковных праздников:

Двунадесятые неподвижные праздники

Подвижные (переходящие) праздники. Подвижная часть церковного календаря перемещается вместе с изменяющейся год от года датой празднования Пасхи. Все «подвижные» праздники отсчитываются от Пасхи и перемещаются в пространстве «светского» календаря вместе с ней.

Двунадесятые переходящие праздники:

Двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднства, за исключением Рождества Христова, которое имеет 5 дней предпразднства и Богоявления, имеющего 4 предпразднственных дня.

Число дней попразднства бывает неодинаковым – от 1 до 8 дней, смотря по большей или меньшей близости одних праздников к другим или к дням поста.

Некоторые из Господских праздников, кроме того, предваряются и заключаются особыми субботами и неделями (воскресными днями).

Службы двунадесятых праздников неподвижного круга находятся в Минеях месячных (* примечание — Минея (греч. «месячник») – богослужебная книга, содержащая тексты изменяемых молитвословий неподвижного годового богослужебного круга.

Различаются Минея Месячная, Минея Праздничная и Минея Общая). Службы двунадесятых праздников подвижного круга находятся в Триодях – Постной и Цветной (*примечание — Триодь – (греч.

трипесенный) – богослужебная книга, содержащая тексты изменяемых молитвословий подвижного годового богослужебного круга).

На праздничной всенощной всех двунадесятых праздников служится лития.В России до 1925 года двунадесятые праздники были одновременно церковными и гражданскими.

Великие недвунадесятые праздники:

  • По плоти обрезание Господа нашего Иисуса Христа и память святителя Василия Великого — 14 января
  • Рождество Иоанна Предтечи — 7 июля
  • Святых первоверховных апостолов Петра и Павла — 12 июля
  • Усекновение главы Иоанна Предтечи — 11 сентября
  • Покров Пресвятой Богородицы — 14 октября

В день великого праздника совершается Всенощное бдение. В богослужебных книгах отмечаются знаком красного креста в круге.

У каждого двунадесятого праздника и Пасхи существует предпразднство, попразднство и отдание.

У праздников Рождества и Усекновения главы Иоанна Предтечи, Обрезания Господня, Покрова Пресвятой Богородицы, Святых первоверховных апостолов Петра и Павла предпразднства, попразднства и отдания нет.

Источник:

Богослужения.

Наш храм в честь Зачатия Иоанна Предтечи открыт ежедневно с 8:00 до 17:00. Богослужения совершаются по субботним, воскресным и праздничным дням. Вечернее богослужение начинается в 16:00, а Божественная литургия в 9:00.

Каждую пятницу в 16:00 в храме совершается молебен с акафистом Божией Матери и Святому Иоанну Предтече (кроме праздников и поминальных родительских суббот).

Молебны совершаются каждое воскресенье после окончания Божественной литургии (примерно в 10:30) по следующей схеме:

1-е воскресенье месяца – Благодарственный молебен.

 2-е воскресенье месяца – Водосвятный молебен.

3-е воскресенье месяца – Молебен об умножении любви и искоренении всякой ненависти и злобы.

4-е воскресенье месяца – Молебен об избавлении от недугов пьянства и наркомании.

Таинство Крещение и чинопоследование отпевания могут совершаться в любой день по договоренности.

Катехизаторские беседы перед совершением таинства  Крещения проходят по субботам в 14:00.

Как добраться?

Московская область, г. Коломна, ул. Городищенская 102А

На автомобиле:

въезжая в Коломну со стороны Москвы, на третьем светофоре повернуть направо, и через 1 минуту дорога «упрется» в храм.

На автобусе:

автобус № 460 «Москва – Коломна» при въезде в город выйти на остановке «Запруды», далее пешком 15 минут или на автобусе №№ 7,10,17 до остановки «Старые Городищи»(остановка рядом с храмом).

На электричке:

с Казанского вокзала до станции «Коломна», далее на автобусе №1 до конечной, 8 минут ходьбы от остановки.

С Казанского вокзала до станции «Голутвин», далее автобусом №10 или № 17 до остановки «Старые

Городищи»(остановка рядом с храмом).

Святыни.

Иоанн Предтеча Ангел пустыни с житием, XIV в.

Храмовая икона «Иоанн Предтеча Ангел пустыни с житием» (размер 170×102 см) была написана в 1390-е гг. мастером круга Феофана Грека в лучших традициях византийского стиля. «Иоанн Предтеча Ангел пустыни с житием» — ранее неизвестная на Руси иконография, впервые появившаяся в Коломне. Это самое древнее русское изображение Иоанна Предтечи как Ангела пустыни, которое исполнено внутренней мощи и духовной силы. Великий пророк, стоящий на грани Ветхого и Нового Заветов, изображен тут в традициях поздневизантийской иконографии. Предтеча представлен как человеко-ангел, с ангельскими крыльями, в облачении пустынника — звериной шкуре, как идеальный образец того самого аскетизма, которое стало распространяться прп. Сергием Радонежским и его учениками.

В 1935 г. все иконы находящиися в храме были уничтожены комсомольскими активистами, а храмовая икона «Иоанн Предтеча Ангел пустыни с житием» была спасена и отправлена в Государственную Третьяковскую галерею (ГТГ). Тогда сохранность святыни описали так: «Живопись в средней части потерта, особенно зеленые и голубые краски. Утрачена часть крыла слева. Грунт и живопись на фоне, нижней части крыльев и ног Иоанна, житийных клеймах — поздние, XVIII — начала XIX вв.» В 1935 г. была сделана пробная расчистка иконы, а в 1951 г. — её полное раскрытие. Долгое время она хранилась в запасниках ГТГ, а в настоящее время включена в основную экспозицию зала древнерусского искусства.